Дыхательная система человека: анатомия и физиология

Т.Г.Андриевская

  • БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА
  • Учебное пособие
  • Иркутск 2010

Утверждено ФМС Иркутского медицинского университета 11.12..2006 г.

протокол № 3

Рецензент: зав. кафедрой внутренних болезней ИГМУ, доцент Седов С.К.

Редактор серии: зав. кафедрой факультетской терапии, проф., д.м.н. Козлова Н.М.

Андриевская Т.Г. Бронхиальная астма. Иркутск: Издательство ИГМУ; 2010. 32 с.

Учебное пособие посвящено диагностике и лечению бронхиальной астмы, одному из частых заболеваний органов дыхания и предназначено для студентов медицинских ВУЗов, интернов, клинических ординаторов и практических врачей.

Издательство: Иркутск ООО “Форвард”

© Т.Г.Андриевская, 2010.Иркутский государственный медицинский университет

Содержание

Анатомия и физиология дыхательной системы.. 4

  1. Определение. 7
  2. Эпидемиология. 7
  3. Этиология. 8
  4. Патогенез. 9
  5. Клиника. 11
  6. Классификация. 12
  7. Диагностика. 14
  8. Клиника. 14
  9. Примеры клинического диагноза. 16
  10. Лечение. 16

Психосоматические аспекты бронхиальной астмы.. 24

  • Приложение. 26
  • Литература. 32
  • Cокращения
  • АД – артериальное давление
  • БА – бронхиальная астма
  • ГКС – глюкокортикостероиды
  • ЖЕЛ – жизненная ёмкость легких
  • ИЛ — интерлейкин
  • ИГКС – ингаляционные глюкокортикостероиды
  • ОАМ – общий анализ мочи
  • ОАК — общий анализ крови
  • ОФВ1 – объём форсированного выдоха за первую секунду
  • ОРВИ – острая респираторно — вирусная инфекция
  • ПСВ – пиковая скорость выдоха
  • УЗИ – ультразвуковое исследование
  • ХОБЛ – хроническая обструктивная болезнь легких
  • ЧСС – частота сердечных сокращений
  • ЧД – частота дыхания
  • ЭКГ – электрокардиография
  • IgE – иммуноглобулин Е
  • Анатомия и физиология дыхательной системы
  • В понятие системы органов дыхания включаются:
  • § верхние дыхательные пути (полость носа, носоглотка, ротоглотка, гортань);
  • § нижние дыхательные пути (трахея и бронхи);
  • § легочная паренхима, плевра и ее полость;
  • § аппарат, обеспечивающий дыхательные движения (ребра с прилегающими костными образованиями, дыхательные мышцы).

Дыхательная система человека: анатомия и физиология

Рисунок 1. Строение органов дыхания.

Трахея начинается от нижней границы гортани на уровне VI–VII шейных позвонков и заканчивается на уровне IV–V грудных позвонков, где происходит ее деление на правый и левый главные бронхи. Следует помнить, что правый главный бронх отходит от трахеи под углом 15–40о, и его длина не превышает 3 см. Левый главный бронх отходит от трахеи под углом 50–70о и имеет длину 4–5 см.

Рисунок 2. Строение бронхиального дерева.

В состав бронхиального дерева (arbor bronchialis) входят главные бронхи, долевые бронхи, сегментарные бронхи, многочисленные ветвления сегментарных бронхов, дольковые бронхи и терминальные бронхиолы (рис.2.).

Бронхиальное дерево, осуществляющее в основном функцию проводящих воздухоносных путей, в среднем насчитывает 16 дихотомических делений бронхов, основная часть которых приходится на ветвления сегментарных бронхов.

Дольковые бронхи имеют хрящевой каркас, тогда как концевые (терминальные) бронхиолы в своих стенках хрящ не содержат. Каждая концевая терминальная бронхиола(рис. 3)делится дихотомически на дыхательные (респираторные) бронхиолы (17–19-я генерации бронхов), которые на своих стенках содержат легочные альвеолы.

От каждой респираторной бронхиолы отходят альвеолярные ходы (20–22-я генерации), заканчивающиеся альвеолярными мешочками (23-я генерация воздухоносных дыхательных путей). Стенки этих мешочков состоят из альвеол.

Дыхательные (респираторные) бронхиолы, альвеолярные ходы и альвеолярные мешочки с альвеолами образуют главную структурно-функциональную единицу легкого — ацинус, в котором происходит газообмен между воздухом и кровью.

Дыхательная система человека: анатомия и физиология

Рисунок 3. Строение стенок проводящих воздухоносных путей.

Строение стенок проводящих воздухоносных путей схематически представлено на рис. 3. Слизистая оболочка трахеи и бронхов состоит из покровного высокого призматического мерцательного эпителия, базальной мембраны и собственной пластинки, мышечного и подслизистого слоев. Эпителий представлен четырьмя видами клеток.

Основную массу клеток составляют реснитчатые клетки (1). Они имеют неправильную призматическую форму. На свободной поверхности клетки, обращенной в просвет бронха, расположены короткие микроворсинки и большое количество ресничек (около 200).

Реснички ритмично колеблются в направлении носоглотки, перемещая защитный слой слизи и тем самым способствуя «очищению» воздухоносных путей.

Количество бокаловидных клеток эпителия (2) в 4–5 раз меньше, чем реснитчатых. Основная функция бокаловидных клеток — выделение слизистого секрета. В состав секрета входят макрофаги и гуморальные факторы – лизоцим, лактоферрин, протеазы. В мелких бронхах и бронхиолах бокаловидные клетки отсутствуют, хотя могут появляться там при патологии.

Базальные (3) и промежуточные (4) клетки расположены в глубине эпителия и не достигают поверхности. За счет этих малодифференцированных клеток осуществляется физиологическая регенерация эпителия.

Под покровным эпителием располагаются базальная мембрана, собственная пластинка, мышечный и подслизистый слои. Последний содержит большое количество бронхиальных желез, выделяющих в просвет трахеи и бронхов слизистый или серозный секрет. Часть бронхиальных желез располагается между хрящами фиброзно-хрящевой оболочки и в наружной оболочке.

Бронхи крупного калибра имеют хрящевую основу, которая обеспечивает постоянную доступность дыхательных путей для воздуха. В состав главных бронхов также входят гладко-мышечные волокна, изменение тонуса которых приводит к изменению просвета дыхательных путей.

При активации симпатического отдела вегетативной нервной системы происходит уменьшение тонуса гладкой мускулатуры и расширение просвета бронхов (бронходилатация), а при активации парасимпатического отдела – обратные процессы (повышение тонуса мускулатуры, сужение просвета бронхов – бронхоконстрикция, увеличение количества бронхиального секрета).

Определение

Основная концепция бронхиальной астмы была сформирована к началу 90-х годов прошлого столетия и представлена в докладе экспертов ВОЗ «Глобальная инициатива по борьбе с бронхиальной астмой» 1995 года, который был положен в основу российской национальной программы по бронхиальной астме. Тактика ведения пациентов с БА ежегодно уточняется согласно Global strategy for asthma management and prevention (GINA).

Согласно этой концепции дано определение бронхиальной астмы.

(БА) — хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, протекающее с участием разнообразных клеток, особой ролью эозинофилов, Т-лимфоцитов и тучных клеток, с развитием генерализованной бронхиальной обструкции различной степени выраженности, полностью или частично обратимой, спонтанно или под влиянием лечения, возникающее преимущественно под воздействием внешних и внутренних стимулов у предрасположенных лиц(с генетически обусловленной или приобретенной гиперреактивностью бронхов и атопией).

Большое значение в развитии бронхиальной астмы отводится атопии – IgE обусловленным аллергическим реакциям. Воспалительный процесс в дыхательных путях обусловливает такие клинические признаки заболевания как кашель, хрипы в грудной клетке, ощущение затрудненности дыхания, перерастающее в удушье.

Эпидемиология

БА представляет серьезную медицинскую, социальную и экономическую проблему. В США астмой страдают 14-15 млн. человек. В России, как и в большинстве стран Европы, астма распространена среди взрослых у 5% и более чем у 7% детей, т.е. в стране около 7 млн. больных БА.

В среднем, 4-10% населения планеты страдают БА различной степени выраженности. В детской популяции этот показатель выше 10-15%. Пациенты, страдающие БА, имеют в общей сложности ежегодно более 100 млн.

дней ограниченной активности, 470 000 госпитализаций в год, в РФ ежегодная частота БА составляет 3-5% на каждые 100 000 вызовов скорой медицинской помощи. Каждый год от астмы погибает 5 000 человек.

В 2007 г. заболеваемость болезнями органов дыхания в Иркутске на 100000 населения составила 14997 человек, а смертность – 71 на 100000 постоянного населения. Основная структура смертности – пневмония (51) и ХОБЛ (13), 7 человек умерло от других причин, в том числе от БА.

Большой проблемой является поздняя диагностика БА и недостаточный уровень контроля над течением заболевания. У 3-х из пяти больных БА диагноз устанавливается на поздних стадиях, когда лечение становиться малоэффективным.

Более 40% больных вынуждены обращаться за неотложной помощью в связи с обострением заболевания, более половины имеют ограничение физической активности, каждый третий больной, как минимум, один раз в месяц просыпается ночью в связи с симптомами болезни.

Возможно, в основе поздней диагностики БА лежат и объективные трудности — наличие большой группы гетерогенных заболеваний со сходной клинической симптоматикой, что приводит и к неправильному выбору лечения.

Поэтому более соответствующим утверждением можно считать следующее: «все, что сопровождается свистящими хрипами, следует считать астмой до тех пор, пока не будет доказано обратное».

БА может развиваться в любом возрасте, однако примерно в половине случаев начинается в детстве и еще у 30% до 40 лет.

Этиология

БА полиэтиологическое заболевание. Основная роль в его развитии принадлежит аллергенам неинфекционной природы.

К этой группе этиологических факторов относят: бытовые аллергены- домашняя пыль, компонентом которой являются дерматофогоидные клещи, размножающиеся осенью (октябрь — ноябрь) и весной (март — апрель), перо подушки, аллергены книжной, библиотечной пыли; аллергены растительного и животного происхождения — пыльца деревьев и трав, шерсть животных, сухие останки насекомых, животных (хитин тараканов и др.); лекарственные вещества — антибиотики, сульфаниламиды и т.д.; пищевые аллергены — молочные продукты., рыба, шоколад, клубника и другие; продукты химической промышленности — моющие средства, косметические товары, искусственные волокна, клеи и т.д. Бронхиальная астма, обусловленная этими причинами, относится к атопической(аллергической) БА.

Вторая группа этиологических факторов, не являющихся аллергенами, весьма разнородна, чаще всего это триггерные факторы, выявляющие генетические дефекты иммунного ответа или нейро-гуморальной регуляции тонуса мускулатуры бронхов, а так же аэрополлютанты. Бронхиальная астма, развившаяся в результате этих причин, является неатопической (неаллергической) БА.

Источник: https://megaobuchalka.ru/6/1244.html

Дыхательная система человека: анатомия и физиология — Ваш онлайн доктор

Дыхательная система человека активно задействуется во время выполнения любых видов двигательной активности, будь то аэробная или анаэробная нагрузка.

Любой уважающий себя персональный тренер должен владеть знаниями о строении дыхательной системы, ее предназначении и о том, какую роль она выполняет в процессе занятий спортом.

Знания о физиологии и анатомии являются индикатором отношения тренера к своему ремеслу. Чем больше он знает, тем выше его квалификация, как специалиста.

Введение

Дыхательная система – это совокупность органов, целью которой является обеспечение организма человека кислородом. Процесс обеспечения кислородом имеет название – газообмен. Вдыхаемый человеком кислород, на выдохе превращается в углекислый газ. Газообмен происходит в легких, а именно в альвеолах.

Их вентилирование реализуется чередованием циклов вдоха (инспирация) и выдоха (экспирация). Процесс вдоха взаимосвязан с двигательной активностью диафрагмы и внешних межреберных мышц. На вдохе диафрагма опускается, а ребра поднимаются. Процесс выдоха происходит по большей части пассивно, вовлекая только внутренние межреберные мышцы.

На выдохе диафрагма поднимается, ребра опускаются.

Дыхание обычно разделяют по способу расширения грудной клетки на два типа: грудное и брюшное. Первое чаще наблюдается у женщин (расширение грудины происходит за счет поднятия ребер). Второе чаще наблюдается у мужчин (расширение грудины происходит за счет деформации диафрагмы).

Строение дыхательной системы

Дыхательные пути разделяют на верхние и нижние. Такое разделение является чисто символическим и граница между верхними и нижними путями дыхания проходит в месте пересечения дыхательной и пищеварительной систем в верхней части гортани.

К верхним дыхательным путям относят полость носа, носоглотку и ротоглотку с ротовой полостью, но только частично, так как последняя в процессе дыхания не задействована. К нижним дыхательным путям относят гортань (хотя иногда ее относят и к верхним путям), трахею, бронхи и легкие.

Воздушные пути внутри легких представляют своего рода дерево и разветвляются примерно 23 раза, прежде чем кислород попадет в альвеолы, в которых и происходит газообмен. Схематическое изображение системы дыхания человека вы можете увидеть на рисунке ниже.

Дыхательная система человека: анатомия и физиология

Строение дыхательной системы человека:

Источник: https://cgb-vuf74.ru/zabolevaniya/dyhatelnaya-sistema-cheloveka-anatomiya-i-fiziologiya.html

Дыхание. Строение и функции органов дыхания

Дыхание — это совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода, использование его в биологическом окислении органических веществ и удаление из организма углекислого газа, образовавшегося в процессе обмена веществ.

В результате биологического окисления в клетках освобождается энергия, идущая на обеспеукреплению сердечно-сосудистой системы, улучшению кровоснабжения всех органов и тканей организма, повышению сопротивляемости различным заболеваниям служат регулярные физические упражнения и труд, соответствующий возрасту и индивидуальным возможностям организма.

Читайте также:  Какой спрей для носа от насморка и заложенности самый лучший

Необходимо помнить, что чрезмерные физические и психические напряжения могут вызвать нарушение нормальной работы сердца, его переутомление.

Особенно вредное влияние на сердечно-сосудистую систему оказывают курение и употребление спиртных напитков.

Алкоголь и никотин (яд, содержащийся в табаке) отравляют сердечную мышцу и нервную систему, вызывают резкие нарушения регуляции сосудистого тонуса и деятельности сердца.

Они ведут к развитию тяжелых заболеваний сердечнососудистой системы и могут быть причиной внезапной смерти. У курящих и употребляющих алкоголь молодых людей чаще, чем у других, возникают спазмы сосудов сердца, вызывающие тяжелые сердечные приступы, иногда и смерть.

Органы дыхания — носовая полость, глотка, гортань, трахея, бронхи и легкие — обеспечивают циркуляцию воздуха и газообмен (43).

Носовая полость делится костно-хрящевой перегородкой на две половины. Ее внутреннюю поверхность образуют три извилистых носовых хода. По ним воздух, поступающий через ноздри, проходит в носоглотку.

Дыхательная система человека: анатомия и физиология

Многочисленные железы, расположенные в слизистой оболочке, выделяют слизь, которая увлажняет вдыхаемый воздух. Обильное кровоснабжение слизистой оболочки согревает воздух. На влажной поверхности слизистой оболочки задерживаются находящиеся во вдыхаемом воздухе пылинки и микробы, которые обезвреживаются слизью и лейкоцитами.

Слизистая оболочка дыхательных путей выстлана мерцательным эпителием, клетки которого имеют на внешней поверхности тончайшие выросты — реснички, способные сокращаться. Сокращение ресничек совершается ритмически и направлено в сторону выхода из носовой полости. При этом слизь и прилипшие к ней пылинки и микробы выносятся наружу из носовой полости. Через носоглотку воздух проходит в гортань.

Источник: https://kaz-ekzams.ru/biologiya/uchebnaya-literatura-po-biologii/biologiya-spravochnye-materialy/anatomiya-fiziologiya-i-gigiena-cheloveka/662-dyxanie-stroenie-i-funkcii-organov-dyxaniya.html

Строение дыхательной системы человека

Дыхательная система — совокупность органов, обеспечивающих поступление кислорода из окружающего воздуха в дыхательные пути, и осуществляющих газообмен, т.е.

поступление кислорода в кровоток и выведение углекислого газа из кровотока обратно в атмосферу.

Однако дыхательная система — это не только обеспечение организма кислородом — это еще и человеческая речь, и улавливание различных запахов, и теплообмен.

Органы дыхательной системы человека условно делятся на дыхательные пути, или проводники, по которым воздушная смесь поступает к легким, и легочную ткань, или альвеолы.

Дыхательные пути по уровню прикрепления пищевода условно делятся на верхние и нижние. К верхним относятся:

  • нос и его придаточные пазухи
  • ротоглотка
  • гортань

К нижним дыхательным путям относятся:

  • трахея
  • главные бронхи
  • бронхи следующих порядков
  • терминальные бронхиолы.

Носовая полость — первый рубеж при поступлении воздуха в организм. На пути пылевых частиц встают многочисленные волоски, расположенные на слизистой полости носа, и очищают проходящий воздух. Носовые раковины представлены хорошо кровоснабжаемой слизистой и, проходя сквозь извитые носовые раковины, воздух не только очищается, но и согревается.

Также нос – орган, благодаря которому мы наслаждаемся ароматом свежей выпечки, или точно можем определить местонахождение общественного туалета. А все потому, что на слизистой верхней носовой раковины расположены чувствительные обонятельные рецепторы. Их количество и чувствительность генетически запрограммированы, благодаря чему парфюмеры создают запоминающиеся ароматы духов.

Проходя сквозь ротоглотку, воздух попадает в гортань. Как же получается, что пища и воздух проходят через одни и те же части тела и не смешиваются? При глотании надгортанник прикрывает дыхательные пути, и пища попадает в пищевод. При повреждении надгортанника человек может поперхнуться. Попадание еды в дыхательные пути требует немедленной помощи и может даже привести к смерти.

Гортань состоит из хрящей и связок. Хрящи гортани видны невооруженным глазом. Самый крупный из хрящей гортани — щитовидный хрящ.

Его строение зависит от половых гормонов и у мужчин он сильно выдвигается вперед, формируя адамово яблоко, или кадык.

Именно хрящи гортани служат ориентиром для врачей при проведении трахеотомии или коникотомии – операций, которые проводятся, когда инородное тело или опухоль перекрывают просвет дыхательных путей, и обычным способом человек не может дышать.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/stroenie-dykhatelnoy-sistemy-cheloveka/

Анатомия и физиология органов дыхания

  • Государственное автономное профессиональное образовательное учреждениеТюменской области
  • Тюменский медицинский колледж
  • Лекция №4
  • по дисциплине «Основы анатомии, физиологии и патологии»
  • для рабочей профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за пациентами»
  • Курс: 1 Год обучения: 2017-2018
  • Задание: вести глоссарий.
  • Дыхание – совокупность процессов, обеспечивающих поступле­ние в организм кислорода, выведение углекис­лого газа и использование кислорода клетками и тканями для окисления веществ с освобождением со­держащейся в них энергии, необходимой для жизнедея­тельности. Выделяют три этапа дыхания:
  • 1) внешнее (лёгочное) дыхание – процесс обмена газамимежду лёгкими и атмосферой;
  • 2) транспортировка газов кровью – кислорода из лёгких в ткани, а углекислого газа из тка­ней в лёгкие для удаления из организма;
  • 3) тканевое дыхание – газообмен в тканях: кислород используется для синтеза АТФ, образуется углекислый газ и вода.

Строение и функции органов дыхания

Дыхательные (воздухо­носные) пути – это соединённые между собой по­лости и трубки, по которым воздух из окружающей среды достигает лёгких. Различают верхние и ниж­ние дыхательные пути.

Верхние дыхательные пути начинаются носовой полостью. В слизистой оболочке находится много кровеносных сосудов, за счет чего воздух согревается, увлажняется. Ресничный эпителий очищает его от пылинок.

Бактерицидные вещества и лейкоциты уничтожают бактерии. Далее воздух попадает в глотку, затем в гортань, где начинаются нижние дыхательные пути.

Специаль­ный надгортанныйхрящ (надгор­танник) прикрывает вход в гор­тань во время глотания пищи.

Из гортани воздух попадает в трахею. На уровне 4-5-го грудного позвонка трахея разветвляется на два бронха. Бронхи многократно ветвятся на бо­лее мелкие трубочки, обра­зуя бронхиальное дерево. Самые тонкие ветви – бронхи­олы.

От них отходят тон­чайшие ходы, стенки кото­рых образуют выпячивания – альвео­лы. Альвеолы оплетены густой сетью капилляров.

Через стенки альвеол и капилляров происходит газообмен между воздухом и кровью: в кровь из альвеолярного воздуха поступает кислород, а из крови в альвеолярный воздух – углекислый газ.

Альвеолы, отходящие от одной бронхиолы, называют ацинусом. Из ацинусов слагаются дольки, из долек – сегменты, ко­торые собраны в доли, а доли образуют левое и правое лёгкое. В левом лёгком две доли, в правом – три доли. В каждое лёгкое входит одна лёгочная артерия, а вы­ходят две лёгочные вены.

Снаружи лёгкие покрыты лёгочной плеврой. Стенки грудной полости покрывает пристенная плевра. Между дву­мя листками плевры есть небольшое щелевидное пространство – плевраль­ная полость.

В ней находится плевральная жидкость, снижающая трение между листками плевры при дыхательных движе­ниях. Давление в плевральной полости ниже атмосфер­ного.

Воздух в плевральной полости полностью отсутствует, что необходимо для наружного дыхания.

Средостение – комплекс органов, расположенных между левой и правой плевральными полостями. Границы средостения: спереди – грудина, сзади – грудной отдел позвоночника, сверху – верхняя апертура грудной клетки, снизу – диафрагма. Различают верхнее и нижнее С. Органы средостения – самостоятельно.

Источник: https://infourok.ru/anatomiya-i-fiziologiya-organov-dihaniya-2648788.html

Дыхательная система

Дыхательная система объединяет органы, которые выполняют воздухоносную (полость рта, носоглотка, гортань, трахея, бронхи) и дыхательную, или газообменную (легкие), функции.

Основная функция органов дыхания — обеспечение газообмена между воздухом и кровью путем диффузии кислорода и углекислого газа через стенки легочных альвеол в кровеносные капилляры. Кроме того, органы дыхания участвуют в звукообразовании, определении запаха, выработке некоторых гормоноподобных веществ, в липидном и водно-солевом обмене, в поддержании иммунитета организма.

В воздухоносных путях происходит очищение, увлажнение, согревание вдыхаемого воздуха, а также восприятие запаха, температурных и механических раздражителей.

Характерной особенностью строения дыхательных путей является наличие хрящевой основы в их стенках, в результате чего они не спадаются.

Внутренняя поверхность дыхательных путей покрыта слизистой оболочкой, которая выстлана мерцательным эпителием и содержит значительное количество желез, выделяющих слизь.

Реснички эпителиальных клеток, двигаясь против ветра, выводят наружу вместе со слизью и инородные тела.

Полость носа (cavitas nasi) — это начальный отдел дыхательных путей и одновременно орган обоняния. Проходя через полость носа, воздух или охлаждается, или согревается, увлажняется и очищается.

Полость носа формируется наружным носом и костями лицевого черепа, делится перегородкой на две симметричные половины. Спереди входными отверстиями в носовую полость являются ноздри, а сзади через хоаны она соединяется с носовой частью глотки.

Перегородка носа состоит из перепончатой, хрящевой и костной частей. В каждой половине носа выделяют преддверие полости носа. Внутри оно покрыто переходящей через ноздри кожей наружного носа, содержащей потовые, сальные железы и жесткие волоски, которые задерживают частицы пыли.

От боковой стенки в просвет каждой половины носа выступают по три выгнутые костные пластинки: верхняя, средняя и нижняя раковины. Они делят полость носа на узкие, соединенные между собой носовые ходы.

Различают верхний, средний и нижний носовые ходы, расположенные под соответствующей носовой раковиной. В каждый носовой ход открываются воздухоносные (околоносовые) пазухи и каналы черепа: отверстия решетчатой кости, клиновидная, верхнечелюстная (гайморова) и лобная пазухи, носослезный канал.

Слизистая оболочка носа продолжается в слизистую оболочку околоносовых пазух, слезного мешка, носовой части глотки и мягкого нёба.

Она плотно срастается с надкостницей и надхрящницей стенок полости носа и покрыта эпителием, который содержит большое количество бокаловидных слизистых желез, кровеносных сосудов и нервных окончаний.

В верхней носовой раковине, частично в средней и в верхнем отделе перегородки находятся нейросенсорные (чувствительные) клетки обоняния. Воздух из полости носа попадает в носоглотку, а затем в ротовую и гортанную части глотки, где открывается отверстие гортани. В области глотки происходит пересечение пищеварительного и дыхательного путей; воздух сюда может поступать и через рот.

Гортань (larynx) выполняет функции дыхания, звукообразования и защиты нижних дыхательных путей от попадания в них инородных частиц.

Она расположена в передней области шеи, на уровне IV—VII шейных позвонков; на поверхности шеи образует небольшое (у женщин) и сильно выступающее вперед (у мужчин) возвышение — выступ гортани.

Сверху гортань подвешена к подъязычной кости, внизу соединяется с трахеей. Спереди гортани лежат мышцы шеи, сбоку — сосудисто-нервные пучки.

Скелет гортани составляют непарные и парные хрящи. К непарным относятся щитовидный, перстневидный хрящи и надгортанник, к парным — черпаловидные, рожковидные и клиновидные хрящи, которые соединяются между собой связками, соединительнотканными мембранами и суставом.

Источник: https://studwood.ru/2526134/meditsina/dyhatelnaya_sistema

Дыхательная система

Дыханием называется процесс газообмена между организмом и окружающей, средой. Жизнедеятельность человека тесно связана с реакциями биологического окисления и сопровождается поглощением кислорода.

Для поддержания окислительных процессов необходимо непрерывное поступление кислорода, который разносится кровью ко всем органам, тканям и клеткам, где большая его часть связывается с конечными продуктами расщепления, а организм освобождается от диоксида углерода.

Сущность процесса дыхания и заключается в потреблении кислорода и выделении диоксида углерода. (Н.Е.Ковалев, Л.Д.Шевчук, О.И.Щуренко. Биология для подготовительных отделений медицинских институтов.)

Функции дыхательной системы.

Кислород находится в окружающем нас воздухе.

Он может проникнуть сквозь кожу, но лишь в небольших количествах, совершенно недостаточных для поддержания жизни. Существует легенда об итальянских детях, которых для участия в религиозной процессии покрасили золотой краской; история дальше повествует, что все они умерли от удушья, потому что «кожа не могла дышать».

На основании научных данных смерть от удушья здесь совершенно исключена, так как поглощение кислорода через кожу едва измеримо, а выделение двуокиси углерода составляет менее 1% от ее выделение через легкие. Поступление в организм кислорода и удаление углекислого газа обеспечивает дыхательная система.

Транспорт газов и других необходимых организму веществ осуществляется с помощью кровеносной системы. Функция дыхательной системы сводится лишь к тому, чтобы снабжать кровь достаточным количеством кислорода и удалять из нее углекислый газ. Химическое восстановление молекулярного кислорода с образованием воды служит для млекопитающих основным источником энергии.

Без нее жизнь не может продолжаться дольше нескольких секунд. Восстановлению кислорода сопутствует образование CO2. Кислород входящий в CO2 не происходит непосредственно из молекулярного кислорода. Использование O2 и образование CO2 связаны между собой промежуточными метаболическими реакциями; теоретически каждая из них длятся некоторое время.

Обмен O2 и CO2 между организмом и средой называется дыханием. У высших животных процесс дыхания осуществляется благодаря ряду последовательных процессов. 1. Обмен газов между средой и легкими, что обычно обозначают как «легочную вентиляцию». 2. Обмен газов между альвеолами легких и кровью (легочное дыхание). 3. Обмен газов между кровью и тканями.

Читайте также:  Какие капли от пробок в ушах выбрать для детей и взрослых

Наконец, газы переходят внутри ткани к местам потребления (для O2) и от мест образования (для CO2) (клеточное дыхание). Выпадение любого из этих четырех процессов приводят к нарушениям дыхания и создает опасность для жизни человека.

 

Анатомия.

 

Дыхательная система человека состоит из тканей и органов, обеспечивающих легочную вентиляцию и легочное дыхание. К воздухоносным путям относятся: нос, полость носа, носоглотка, гортань, трахея, бронхи и бронхиолы.

Легкие состоят из бронхиол и альвеолярных мешочков, а также из артерий, капилляров и вен легочного круга кровообращения.

К элементам костно-мышечной системы, связанным с дыханием, относятся ребра, межреберные мышцы, диафрагма и вспомогательные дыхательные мышцы.

Воздухоносные пути.

Источник: https://www.examen.ru/add/manual/school-subjects/human-sciences/anatomy-and-physiology/dyixatelnaya-sistema/

Лекция "Анатомия органов дыхания" СД

Тема 3.14. Анатомия органов дыхания.

План лекции:

  1. Дыхание. Этапы дыхания. Классификация органов дыхания.

  2. Наружный нос и полость носа. Околоносовые пазухи

  3. Строение и функции гортани.

  4. Строение и функции трахеи и бронхов. Бронхиальное дерево.

  5. Строение и функции легких.

  6. Плевра. Средостение.

  1. Дыхание. Этапы дыхания. Классификация органов дыхания.

Дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его для окисления органических веществ и удаление из организма углекислого газа. Дыхание состоит из этапов:

  1. Внешнее дыхание – транспорт газов к легким;

  2. Поступление кислорода в кровь через альвеолы легких, а углекислого газа – в обратном направлении;

  3. Транспорт газов кровью к тканям и углекислого газа – от тканей к легким. Гемоглобин присоединяя кислород превращается в оксигемоглобин, а присоединяя углекислый газ – карбгемоглобин;

  4. Обмен газов между тканями и кровью;

  5. Тканевое, или внутреннее дыхание – окисление органических веществ с выделением углекислого газа и воды.

Кислородная недостаточность называется гипоксия.

Дыхательная система (systemarespiratorium) выполняет функцию газообмена между внешней средой и организмом и включает следу­ющие органы: полость носа, гортань, трахею, или дыхательное горло, главные бронхи и легкие. Полость носа, гортань, трахея, главные бронхи и их разветвле­ния внутри легких служат для проведения вдыхаемого и выдыха­емого воздуха и являются воздухоносными, или дыхательными пу­тями.

Воздухоносные пути подразделяются на верхние дыхательные пути — по­лость носа и носоглотка, гортань и нижние дыхательные пути – трахея и бронхи. Легкие образуют собственно дыхательную часть, в них происходит газообмен между воздухом и кровью.

Особенности строения дыхательных путей:

1. Наличие хрящевого остова в их стенках.

2. Наличие мерцательного эпителия на слизистой оболочке дыхательных путей.

  1. Наружный нос и полость носа. Околоносовые пазухи.

Наружный нос. В образовании наружного носа участвуют носовые кости, лобные отростки верхнечелюстных костей, носовые хрящи и мягкие ткани (кожа, мышцы). В наружном носе различают корень, верхушку, спинку и крылья носа. Хрящевой скелет состоит из следующих хрящей: латерального хряща носа (парный), боль­шого хряща крыла носа (парный), хряща перегородки носа, малых хрящей крыла.

Полость носа (cavumnasi) является начальным отделом ды­хательной системы, имеет нижнюю, верхнюю и две лате­ральные стенки. Костная перегородка делит полость носа на правую и левую половины.

Полость носа на черепе открывается спереди одним отверстием — грушевидной апертурой, а сзади — двумя отверстиями — хоанами. Нижняя стенка полости носа (твер­дое небо) образована небными отростками правой и левой верхних челюстей и горизонтальными пластинками правой и левой небных костей.

Лaтepaльнyю стенку составляют тело и лобный отросток верхней челюсти, лабиринт решетчатой кости, носовая кость, слезная кость, перпендикулярная пластинка небной кости и медиальная пластинка крыловидного отростка клиновидной кости.

Верхнюю стенку образуют носовая часть лобной кости, решетчатая пластинка решетчатой кости и тело клиновидной кости. В состав костной перегородки носа входят – перпендикулярная пластинка решетчатой кости и сошник.

В каждой половине носа имеются три носовые раковины – верхняя средняя и нижняя, которые образуют три носовых хода — верхний, средний и нижний. Носовые раковины с перегородкой носа не соприкасаются, между ними имеется пространство в виде узкой щели, которое в клинике называют общим носовым ходом.

Слизистая оболочка полости носа выстилает все ее стенки и носовые раковины. Она содержит призматический мерцательный (реснитчатый) эпителий и большое количество слизистых желез и кровеносных сосудов. Реснички мерцательного эпителия колеблются в направлении хоан и задерживают пылевые частицы.

Секрет сли­зистых желез увлажняет слизистую оболочку, при этом обволаки­вает пылевые частицы и увлажняет сухой воздух. Кровеносные сосуды слизистой оболочки образуют сплетения. Особенно густые сплетения венозных сосудов находятся в области нижней и по краю средней носовых раковин.

Они называются пещеристыми венозными сплетениями раковин, при их повреждении возможны обильные кровотечения. Наличие большого количества сосудов в слизистой оболочке носа способствует согреванию вдыхаемого воздуха. При неблагоприятных воздействиях (температурные, химические и др.

) слизистая оболочка носа способна набухать, что вызывает затруднение носового дыхания.

Слизистая оболочка верхней носовой раковины и верхнего от­дела перегородки носа содержит обонятельные и опор­ные клетки, составляющие орган обоняния, и носит название обонятельной области. Слизистая оболочка остальных отделов полости носа составляет дыхательную область. Воспаление слизистой оболочки полости носа называется ри­нитом (от греч.Rhinos — нос).

Околоносовые пазухи. В полость носа посредством отверстий открываются верхнечелюстная (парная), лоб­ная, клиновидная и решетчатая пазухи. Они называются околоносовыми пазухами, или придаточными па­зухами носа. Стенки пазух выстланы слизистой оболочкой, которая является продолжением слизистой оболочки полости носа.

Около­носовые пазухи участвуют в согревании вдыхаемого воздуха и явля­ются звуковыми резонаторами. Верхнечелюстная (гайморова) пазуха находится в теле одноименной кости. Лобная и клиновидная па­зухи расположены в соответствующих костях и каждая разделена перегородкой на две половины.

Решетчатые ячейки (пазухи) пред­ставляют множество маленьких полостей, составляющих вместе правый и левый решетчатые лабиринты; эти ячейки (пазухи) под­разделяют на передние, средние и задние.

Верхнечелюстная пазуха, лобная пазуха, передние и средние решетчатые ячейки правой или левой стороны открываются в средний носовой ход той же стороны, а клиновидная пазуха и задние решетчатые ячейки — в верхний носовой ход. В нижний носовой ход открывается слезно-носовой проток.

У новорожденных околоносовые пазухи отсутствуют или очень малых размеров; развитие их происходит после рождения. В лечебной практике нередко встречаются воспалительные за­болевания околоносовых пазух, например воспаление верхнечелюст­ной (гайморовой) пазухи — гайморит, воспаление лобной пазухи — фронтит и др.

3. Строение и функции гортани.

Гортань (larynx) расположена в переднем отделе шеи на уровне IV-V шейных позвонков.

Вверху она при помощи щитоподъязычной мембраны подвешена на подъязычной кости, внизу связками соединена с трахеей.

Впереди гортани находятся подъязычные мышцы шеи, позади — гортанная часть глотки, а по бокам — доли щитовидной железы и сосудисто-нервные пучки шеи (общая сонная артерия, внутренняя яремная вена, блуждающий нерв). Вместе с подъязычной костью гортань смещается вверх и вниз во время глотания.

Скелет гортани образован хрящами, к хрящам прикреплены мышцы; изнутри гортань выстлана слизистой оболочкой.

Источник: https://multiurok.ru/files/liektsiia-anatomiia-orghanov-dykhaniia-sd.html

Методическая разработка на тему

  • ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  • СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
  • «Медицинский колледж № 3 Департамента здравоохранения города Москвы»
  • МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
  • Тема: «Дыхательная система. Воздухоносные пути»
  • Дисциплина: «Анатомия и физиология человека»

Специальности: 31.02.01. Лечебное дело,  34.02.01. «Сестринское дело»

МОСКВА 2015 г.

  1. Одобрена и утверждена
  2. На заседании ЦМК
  3. Протокол № __________
  4. От «_____»____________2015 г.
  5. Председатель ЦМК ______

Надеждин А.И.

УтверждаюЗам. Директора по УМРФетисов А.А. __________От «____»____________2015 г.

Бондарчук Л.А. —  преподаватель высшей квалификационной категории по дисциплине: «Анатомия и физиология человека», ГБОУ СПО «МК № 3 ДЗ города Москвы».

Рецензент:

Щербакова В.Н. – преподаватель высшей квалификационной категории по биологии, ГБОУ СПО «МК № 3 ДЗ города  Москвы».

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание 4 стр.
Введение 5 стр.
Методический блок 6 – 9 стр.
Междисциплинарные связи 10 — 11 стр
Вопросы для входного контроля 12 стр.
Информационный блок 13 – 19 стр.
Задания в тестовой форме для совершенствования знаний 20 – 26 стр.
Задания для выходного контроля 26 стр.
Эталон ответов тестовых заданийдля совершенствования знаний 27 – 28 стр.
Эталон ответов для заданий выходного контроля 28 – 29 стр.
Домашнее задание 29 стр.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов 29 стр.
Словарь 30 стр.
Список используемой литературы для студентов 30 стр.
Список используемой литературы для преподавателя 30 стр.

ВВЕДЕНИЕ

        Тело! Никто не знает, что такое (Паскаль) и на что оно способно (Спиноза). Может быть, оно – храм души, основа которого дана Творцом, из кожи, мышц, костей и жил (Хайям) или биологический фен (Шкловский), или  святая святых (Чехов)?

        Причина написания методической разработки – познакомить педагогов нашего колледжа с  реализацией целевого подхода к изучению учебного материала на занятии по анатомии и физиологии человека.

 Самый существенный недостаток в проведении занятия – недостаточная реализация целевого подхода к  изучению учебного материала на занятии.

Этот недостаток приводит к тому, что на занятиях часто отсутствует четкая композиция, они становятся аморфными, учебное содержание, формы и методы обучения не представляют того единства, которое и призвано обеспечить реализацию всех функций занятия. В итоге: низкий конечный результат.

        Главное состоит в том, чтобы тщательно продумать и осмыслить цель данного занятия.

Осмысленное обдумывание цели и средств ее достижения, а также удачный отбор под эти цели содержание учебного материала способствует повышению эффективности занятия.

Тип данного занятия -совершенствование и закрепление знаний и умений по теме, вид занятия – практическое, форма занятия традиционная, деятельностная.

        Для самостоятельной работы студентов на занятии использую тестовые задания 1-го, 2-го, 3-го уровней, а также логические задания.

Тема: «Дыхательная система. Воздухоносные пути».

Учебная дисциплина: «Анатомия и физиология человека».

Специальность: 31.02.01. Лечебное дело, 34.02.01. Сестринское дело

  • Группа 111 Ф, 21 м
  • Тип занятия – совершенствование и закрепление знаний и умений по теме.
  • Вид занятия – практическое.
  • Форма занятия – традиционная, деятельностная.
  • Продолжительность занятия – 90 мин.

МОТИВАЦИЯ

        Инфекционные болезни дыхательных путей (ИБДП) в современном мире являются самыми распространенными инфекционными болезнями. В США, например, каждый житель болеет ими ежегодно три и более раз.

В России заболеваемость острыми инфекциями дыхательных путей стоит на первом месте, поэтому в порядке частоты встречаемости вначале излагаются ИБДП. Выделение возбудителей из места первичной локализации (дыхательные пути) во внешнюю среду происходит при выдохе во время кашля, при чихании, разговоре, непосредственном контакте (поцелуях) и т.д.

Проникновение возбудителя в восприимчивый организм осуществляется со струей воздуха, содержащего капельки слизи из дыхательных путей больного или при наличии возбудителя в аэрозолях, например, потоки воздуха из кондиционеров (легионеллёз).

Возможно также при намеренном заражении воздуха во время актов биотерроризма и целевом применении различных возбудителей ИБ как бактериологического оружия. Передача инфекции такими путями происходит очень легко и достигается высокая эффективность поражения.

В своей практической деятельности выпускники будут участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний. Выполнять лечебные вмешательства.

Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом. Осуществлять контроль состояния пациента. Определять показания к госпитализации и проводить транспортировку пациента в стационар.

Оформлять медицинскую документацию. Организовывать оказание психологической помощи пациенту

ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ФЕЛЬДШЕРА

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ФЕЛЬДШЕРА

ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.

ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.

ПК 1.6. Проводить диагностику смерти.

ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства.

ПК 2.6. Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом. 

ПК 2.7. Организовывать оказание психологической помощи пациенту и его окружению.

ПК 2.8. Оформлять медицинскую документацию.

ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний.

ПК 3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.

ЦЕЛЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:

совершенствование и закрепление знаний о значении, строении и функции  полых органов дыхательной системы.

Задачи занятия

Уметь:

  1. распознавать и дифференцировать все отделы полых органов;
  2. анализировать каждый полый орган;
  3. описывать строение каждого полого органа.

     Знать: 1) особенности физиологии полых органов

  1. развитие интеллектуальных способностей;
  2. развитие логического творческого мышления;
  3. гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей;
  4. развитие общеучебных умений и навыков.
  5. расширение познавательной деятельности студентов;
  6. побуждение у студентов стремления к самообразованию.

ХРОНОКАРТА

№ п/п Содержание Время
Организационный момент 2 мин.
Мотивация и учебные цели, компетенции 3 мин.
3. Входной контроль 10 мин.
4. Самостоятельная работа студентов с заданиями с опорой на содержание темы в учебнике 25 мин.
5. Выходной контроль 40 мин.
6. Подведение итогов занятия 5 мин.
7. Домашнее задание 2 мин.
8. Внеаудиторная самостоятельная работа 3 мин.
Итого: 90 мин.

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:

  1. Методическая разработка.
  2. Презентация.
  3. Вопросы для оценки  исходного уровня знаний.
  4. Задания 1, 2, 3-го уровней для самостоятельной работы по формированию и отработки знаний по новой учебной информации.
  5. Задания для оценки усвоения новых знаний  3-го  уровня.
  6.  Плакаты, муляжи по теме.
  7. Н.В. Смольянникова, Е.Ф. Фалина, В.А. Сагун Анатомия и физиология: Учебник у – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008, стр. 390-396.
  8. Атлас нормальной анатомии человека: Учебное пособие. – М.: Медицина, 1988, стр. 175-180.

ХОД ЗАНЯТИЯ (этапы)

1. Входной контроль. Задания 1- го уровня в виде вопросов.

2. Задания для самостоятельной работы  1- го, 2 — го, 3- го уровней.

3. Выходной контроль. Задания для оценки усвоения новых знаний 3-го уровня.

Междисциплинарные связи

ЦитологияСтруктура и функция эпителиальных и гладкомышечных клеток ГистологияСтроение и функция эпителиальной и гладкомышечной ткани БиологияРазвитие полых органов

Источник: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2015/06/03/metodicheskaya-razrabotka-prakticheskogo-2

Анатомия и физиология дыхания ведущий научный сотрудник Р Н П К «Кардиология», к.м.н. Карпова Ирина Станиславовна. — презентация

1 Анатомия и физиология дыхания ведущий научный сотрудник Р Н П К «Кардиология», к.м.н. Карпова Ирина Станиславовна

2 К органам дыхания относятся: легкие, где происходит газообмен между воздухом и кровью, воздухопроводящие пути, по которым проходит воздух в легкие и из них обратно в окружающую среду. Воздух из окружающей среды последовательно проходит через полость носа или рта, глотку, гортань, трахею бронхи.

  • 3
  • 4
  • 5
  • 6

7 Большая часть слизистой оболочки носовой полости покрыта мерцательным эпителием, который задерживает пылевые частицы, попадающие в нос с воздухом. Бокаловидные клетки этого эпителия и слизистые железы своим секретом увлажняют поверхность слизистой оболочки. В толще ее, особенно на нижней носовой раковине, имеется густая сеть кровеносных сосудов.

8

9 Глотка представляет собой мышечную трубку, начинающуюся у основания черепа и доходящую до уровня VIVII шейных позвонков. На боковых стенках (на уровне задних концов нижних носовых раковин) располагаются отверстия слуховых (евстахиевых) труб.

Эти отверстия соединяют носовую часть глотки с левой и правой барабанными полостями. На верхней (свод глотки) и на боковых стенках (в области глоточных отверстий слуховых труб) имеются скопления лимфоидной ткани, которые образуют глоточную и трубные миндалины. Внизу носовая часть глотки переходит в ротовую часть.

Ротовая часть глотки спереди посредством зева сообщается с полостью рта, задняя стенка ротоглотки граничит с III шейным позвонком и внизу непосредственно переходит в гортанную часть глотки.

В слизистой оболочке задней стенки глотки содержится лимфоидная ткань в виде отдельных фолликулов, которые иногда образуют выраженные возвышения «гранулы», кроме того, за задними дужками определяются лимфоидные валики.

10 Лимфоидное кольцо Небные миндалины аденоиды, являющиеся не парным органом. Они расположены в куполе носоглотки. язычная миндалина, расположенная на корне языка, относится к непарным органам. трубные валики, которые так же называют трубными миндалинами.

Они окаймляют вход в глоточное устье слуховой трубы. Трубные валики расположены глубоко в носоглотке, на боковых (медиальных) поверхностях носоглотки справа и слева.

Трубные миндалины являются парным органом, расположены на входе в слуховую трубу и нужны для предотвращения попадания инфекции в слуховую (евстахиеву) трубу.

11

12 Нёбные миндалины являются самыми крупными лимфоидными образованиями из всего глоточного кольца, и им принадлежит, пожалуй, главенствующая роль в утилизации бактериальной и вирусной инфекции, попадающей в глотку В норме, на слизистой оболочке нёбных миндалин, а также в толще нёбных миндалин, в лакунах и криптах имеется рост непатогенной и условно патогенной микрофлоры, в нормальных (допустимых) концентрациях. В тканях нёбных миндалин вырабатываются следующие основные защитные вещества: лимфоциты, интерферон и гаммаглобулин. Нёбные миндалины выполняют роль серьёзного инфекционного и воспалительного барьера и являются важным компонентом создания не только местного, но и общего иммунитета в организме человека.

13

14 Гортань расположена на передней поверхности шеи на уровне 4-6-го шейных позвонков. Поскольку гортань находится на пути движения воздуха в легкие и из легких, просвет ее должен всегда зиять. Вместе с тем гортань расположена ниже и сзади полости рта, и поэтому вход в нее должен закрываться при прохождении пищи. Все это оказывается возможным благодаря особому устройству гортани.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/919091/

Анатомия и физиология дыхания

Дыханиемназывается процесс газообмена и энергообмена между живым организмом и окружающей средой. При этом из внешней среды организм по­требляет кислород и свободные электроны, а выделяет наружу углекислый газ и воду.

Кислород необходим живому организму для непрерывно идущего в нем процесса окисления, освобождающего энергию. Прекращение дыхания даже на непродолжительное время приводит к смерти, так как влечет за собой пре­кращение обмена веществ.

Следовательно, дыхание является одним из основных жизненных процессов.

  • Различают три стадии дыхания:
  • 1) внешнее (легочное) дыхание — обмен газов в легких между организмом и внешней средой;
  • 2) транспорт газов, перенос кровью кислорода от легких к тканям и угле­кислого газа от тканей к легким;
  • 3) внутреннее (тканевое) дыхание, на уровне клеток организма.

Современная физиология дыхания такого деления практически не придер­живается. Все звенья газотранспортной системы организма, включая регуляцию дыхательных процессов, призваны обеспечивать единую функцию организма. Однако для простоты изложения мы будем использовать данную классификацию.

Процесс внешнего дыхания осуществляется через дыхательную систему, включающую в себя нос, носоглотку, трахею, бронхиальное дерево и легкие. На I — 2% газообмен осуществляется через кожу и пищеварительный тракт.

При вдохе воздух попадает через ноздри в носовую полость, которая перего­родкой делится на две половины. Со стенки каждой носовой полости свисают три носовые раковины, которые образуют отдельные носовые ходы: нижний, средний и верхний.

В слизистой оболочке верхнего носового хода располагаются обонятельные рецепторы. Все три носовых хода играют роль воздухоносных путей. Воздушная струя, поднимаясь кверху через носовые отверстия, проходит основной массой по среднему носовому ходу, после чего дугообразно опускается вниз и направля­ется в носоглотку.

Этим достигается продолжительное соприкосновение воздуха со слизистой носовой полости. Проходя через носовую полость, воздух согрева­ется, очищается и увлажняется благодаря носовой слизи.

Кроме того, потоком воздуха осуществляется стимуляция особых экстерорецептивных зон носовой полости, связанных с деятельностью многих внутренних органов и оказывающих активирующее влияние на отдельные участки коры головного мозга. Свободное носовое дыхание является непременным условием поддержания здоровья.

Дли­тельное его нарушение в результате респираторных заболеваний, искривлений носовой перегородки может привести к серьезным отклонениям в организме.

Через носоглотку и гортань воздух попадает в трахею (дыхательное горло), которая имеет вид цилиндрической трубки длиной II — 13 см и диаметром 1,5 — 2,5 см. Трахея состоит из хрящевых полуколец, соединенных волокнис­той соединительной тканью.

Трахея разветвляется на два бронха, а те, в свою очередь, на бронхиолы — более мелкие воздухоносные пути. В отличие от трахеи, бронхи имеют в соста­ве стенки мышечные волокна. Сокращение этих мышц вызывает сужение брон­хов, благодаря чему они участвуют в выдохе.

Стенки бронхов, трахеи и носоглотки покрыты мерцательным эпителием., движением ворсинок которого наружу выводятся слизь и мокрота при патоло­гических процессах, а также частицы пыли и микробы, попавшие в дыхатель­ные пути с воздухом.

Легкиележат в грудной полости по сторонам от сердца и крупных сосудов. Они покрыты серозной оболочкой — плеврой, которая образует вокруг них два замкнутых плевральных мешка.

По форме легкие напоминают неправильный конус с основанием, обращенным к диафрагме, и верхушкой, выступающей над ключицей на 2 — 3 см. Каждое легкое посредством борозд делится на доли: пра­вое — на три, левое — на две.

Со стороны сердца в каждое легкое входят бронх, легочная артерия, нервы и выходят легочные вены и лимфатические сосуды.

Структурной единицей легкого является легочный ацинус. Он представляет собой мельчайшую респираторную бронхиолу, стенки которой выпячиваются в альвеолярные ходы и далее — в легочные пузырьки — альвеолы. Таким образом, легочный ацинус по своему внешнему виду напоминает виноградную гроздь.

К эпителию каждой альвеолы, выстилающему внутреннюю поверхность, прилежит густая сеть кровеносных капилляров. Газообмен между внешним воз­духом и кровью в легких происходит в основном в альвеолах, которых насчиты­вается более 700 миллионов. Общая поверхность, через которую происходит газообмен, в среднем составляет около 100 м2.

Акт вдоха и выдоха осуществляется благодаря деятельности основных ды­хательных мышц — диафрагмы и межреберных мышц. Диафрагма представ­ляет собой сухожильно-мышечную перегородку, разделяющую грудную и брюш­ную полости. В расслабленном состоянии диафрагмакуполообразно выгнута в грудную полость.

В дыхательном центре — в продолговатом мозге — ритмически возникает возбуждение, и нервные импульсы через дыхательные центры спинного мозга передаются к дыхательным мышцам, вызывая их сокращение.

При вдохе диафрагма уплощается и опускается вниз, межреберные мыш­цы, сокращаясь, раздвигают ребра, а грудину — вперед. Грудная клетка при этом расширяется, давление в полости легких становится ниже атмосферного, и в легкие поступает воздух.

Выдох осуществляется в результате расслабления дыхательных мышц.

При этом грудная клетка в силу своей тяжести сужается и возвращается в исходное положение, диафрагма под давлением брюшных органов куполообразно под­нимается.

Это приводит к повышению внутрилегочного давления: происходит выдох, легкие уменьшаются в объеме. При глубоком, усиленном дыхании со­кращаются еще и вспомогательные мышцы брюшного пресса, груди и шеи.

У человека частота дыхания (в состоянии покоя) в среднем составляет 16 — 20 раз в минуту.

Сразу после вдоха парциальное давление кислорода в легочных альвеолах больше, чем в венозной крови, и кислород диффундирует в капилляры. И на­оборот — напряжение углекислого газа в венозной крови выше, чем в альвео­лярном воздухе, поэтому углекислый газ диффундирует в альвеолы и уносится с выдыхаемым воздухом.

  1. В крови кислород соединяется с гемоглобином (Нв), который содержится в эритроцитах. Одна молекула гемоглобина присоединяет четыре молекулы кис­лорода, при этом гемоглобин превращается в оксигемоглобин

Источник: https://infopedia.su/10x30ef.html

Ссылка на основную публикацию