Что такое аускультация лёгких, алгоритм проведения

  • Лекция 5-6 
  • Аускультация как метод исследования
  • Аускультация легких
  1. 1.

                    Определение  метода исследования.

Аускультация (от лат.

auscultation – выслушивание) – метод исследования внутренних органов, основанный на выслушивании звуковых явлений, связанных с их деятельностью.

Выслушивание звуков, происходящих внутри нашего тела, применялось с диагностической целью и в древности.

В сочинениях Гиппократа имеются упоминания о шуме трения плевры, сравниваемом со «скрипом кожаного ремня», о шуме плеска в полости плевры, о влажных хрипах в легких («кипение уксуса»).

В начале нашей эры, несомненно, умели уже выслушивать и шумы сердца. Но затем в течение полутора тысяч лет высушивание не играет роли при исследовании больных.

Снова диагностическим методом выслушивание становится только благодаря Лаэннеку, который изобретением стетоскопа и опубликованием своего труда «De Fauscultavtion mediate ou traite du diagnostic des maladies des poulmons et du coeur, fonde principalement sur ce nouweau moyen d’exploration» положил в 1819 г. начало современной аускультации и настолько ее разработал, что она и до сих пор остается почти в тех же рамках, которые были намечены ее изобретателем.

История открытия стетоскопа произошла, по рассказу самого Лаэннека, следующим образом: «Я был приглашен, – говорит он, – в 1816 г. на консультацию к одной молодой особе, у которой были общие признаки болезни сердца и у которой прикладывание руки и перкуссия из-за ее полноты давали мало данных.

Так как возраст и пол больной не позволяли мне воспользоваться непосредственным выслушиванием, то я вспомнил хорошо известный акустический феномен: если приложить ухо к концу палки, то очень отчетливо слышен булавочный укол, сделанный на другом конце.

Я подумал, что быть может возможно использовать в данном случае это свойство тел. Я взял тетрадь и сильно скрутив ее, сделал из нее трубку.

Один конец трубки я приложил к области сердца больной, а к другому концу приложил свое ухо, и я был так же поражен, как и удовлетворен, услышав биения сердца гораздо более ясные и отчетливые, чем это я когда-либо наблюдал при непосредственном приложении уха.

Я тогда же предположил, что этот способ может стать полезным и применимым методом не только для изучения биений сердца, но также и для изучения всех движений, могущих вызывать шум в грудной полости, и, следовательно, для исследования дыхания, голоса, хрипов и быть может даже колебаний жидкости, скопившейся в полостях плевры или перикарда».

В 1819 г. Лаэннек опубликовал свой труд об аускультации. В 1824 г. в г. Вильно появилась уже диссертация, посвященная аускультации. В 1826 г. вышло второе издание «Traite de rauscultation mediate», но, к сожалению, в этом же году последовала и смерть автора, погибшего от туберкулеза легких.

Несмотря на краткость срока, протекшего от открытия аускультации до смерти ее автора, последний оставил после себя не только стетоскоп, но и детально разработанное учение о посредственной аускультации, к которому впоследствии ничего существенного в основном не было добавлено.

Аускультация стетоскопом в значительной степени благодаря стетоскопу быстро и широко распространилась и сделалась повседневным и необходимым методом врачебного исследования. Стетоскоп, так же как и молоточек с плессиметром, сделался как бы эмблемой врача.

Первоначальная форма этого инструмента для выслушивания, названного Лаэннеком стетоскопом, повторяла форму бумажного свертка. Это была полая, с каналом в 6 мм, деревянная трубка длиной 33 см, разнимавшаяся (для удобства) посредине.

Многочисленные видоизменения этой первоначальной формы стетоскопа шли в разных направлениях: 1) утончение трубки, делавшее ее более способной к колебаниям и, следовательно, к проведению звуков; 2) укорочение ее (до 14-16 см); 3) более удобное устройство ушного конца стетоскопа в виде ушной пластинки; 4) более целесообразное для улавливания звуков устройство грудного конца и, наконец, 5) применение различного материала для изготовления трубки (различные сорта дерева, металл, каучук, стекло, целлулоид и др.).

Одно время были предложены вместо полых стетоскопов сплошные; при этом исходили из той мысли, что плотные тела проводят звук лучше, чем воздух. На практике, однако, оказалось, что при сплошных стетоскопах аускультативные явления значительно (приблизительно наполовину) слабее, чем при обычных полых стетоскопах.

Объясняется это тем, что хотя проведение звука в сплошных стетоскопах действительно лучше, но зато в них нет усиления звука. Была, далее, попытка заменить ушную пластинку стетоскопа коническим заострением его ушного конца, который вводится непосредственно в наружный слуховой проход (смысл видели в преимуществе такой непосредственной передачи звуковых колебаний в слуховой проход).

Но такой стетоскоп оказался неудобным (раздражение ушного прохода, ограничение движений врача).

Другое направление исканий в конструкции стетоскопа вело к замене твердых стетоскопов гибкими.

Наконец, последние видоизменения стетоскопа, касающиеся его грудного конца, выразились в присоединении к нему приспособлений для резонанса с целью усиления звуковых явлений.

Так возникли различные формы фонендоскопов: простые, когда грудной конец (грудная камера) стетоскопа обтягивался простой резиновой или животной перепонкой; более сложные – с упругими целлулоидными, эбонитовыми и другими мембранами; фонендоскопы со специальными приспособлениями.

  1. 3.                Виды аускультации (по технике).

Аускультация осуществляется путем прикладывания к поверхности тела человека уха или инструмента для выслушивания, в связи с чем различают аускультацию прямую (непосредственную) и непрямую (опосредованную).

Прямая (непосредственная) аускультация значительно лучше выслушиваются низкие тоны сердца, тихое бронхиальное дыхание; звуки не искажаются и воспринимаются с большей поверхности (соответственно величине ушной раковины). Этот способ не приемлем для аускультации в надключичных ямках и подмышечных впадинах, а иногда и по гигиеническим соображениям.

Непрямая (опосредованная) аускультация, т.е. с помощью инструментов или приборов, проводящих, усиливающих и фильтрующих по частоте звуки (стетоскоп, фонендоскоп). При этом звуки в большей или меньшей степени искажаются вследствие резонанса и лучше выслушиваются высокие звуки.

Преимущества: обеспечивается лучшая локализация и ограничение звуков разного происхождения на малом участке, поэтому звуки воспринимаются более четко.

  1. 4.                Основные правила аускультации.
  1. – в помещении, где проводится аускультация, должно быть тихо и тепло;
  2. – по возможности больной занимает вертикальное положение (если позволяет состояние больного);
  3. – больной обнажен до пояса;
  4. – стетоскоп плотно и герметично прижимают к грудной стенке;
  5. – в каждой точке аускультации выслушивают 2-3 дыхательных цикла.
  6. Запомните:
  7. звуки низкой частоты лучше проводятся при использовании стетоскопа без мембраны, особенно с широкой воронкой, и при слабом давлении стетоскопа на кожу.
  8. Звуки высокой частоты лучше выслушивать фонендоскопом с мембраной, при сильном давлении его на кожу или стетоскопом с узкой воронкой.
  1. 5.                Аускультация легких в норме.
  • Аускультацию легких проводят по определенному плану: стетоскоп или фонендоскоп ставят в строго симметричных точках правой и левой половины грудной клетки.
  •          При аускультации легких сначала сравнивают дыхательные шумы во время вдоха и выдоха, оценивают их характер, продолжительность, силу (громкость), а затем эти шумы сравнивают с дыхательными шумами в аналогичной точке другой половины грудной клетки (сравнительная аускультация).
  • При аускультации легких в первую очередь обращают внимание на основные дыхательные шумывезикулярное (альвеолярное) дыхание, которое выслушивается над легочной тканью, и ларинготрахеальное дыхание, выслушиваемое над гортанью и трахеей.
  • При развитии патологического процесса в дыхательных путях, в альвеолярной легочной ткани или в плевральных листках наряду с основными дыхательными шумами в фазу вдоха и выдоха могут прослушиваться дополнительные, или побочные, дыхательные шумыхрипы, крепитация, или шум трения плевры.
  • На дополнительные дыхательные шумы нужно обращать внимание только после получения ясного представления о характере основных дыхательных шумов.
  • Основные дыхательные шумы лучше выслушивать при дыхании больного через нос при закрытой ротовой полости, а побочные – при глубоком дыхании через открытый рот.
  • Везикулярное дыхание, его характеристика.
  • Везикулярное дыхание – это нормальный основной дыхательный шум, который выслушивается над легкими здорового человека.

Механизм возникновения везикулярного дыхания обусловлен вибрацией напряженных эластичных альвеолярных стенок, слышимой на всем протяжении вдоха и в первой трети выдоха.

При этом в первой трети выдоха колебания напряженных стенок спадающихся альвеол еще значительны, что достаточно для образования звука и выслушивания, однако в последние две трети выдоха уменьшение объема альвеол происходит бесшумно.

  1. Характеристика везикулярного дыхания:
  2. 1. мягкий, нежный, дующий, непрерывный шум напоминающий звук «Ф-ф»,
  3. 2. соотношение звука на вдохе и выдохе 3:1
  4. Выраженность (громкость) везикулярного дыхания у здоровых людей зависит от:
  1. Состояние проходимости дыхательных путей;
  2. Эластичности легочной ткани, способности альвеол быстро растягиваться и спадаться;
  3. Интенсивности вентиляции легких (количества одномоментно функционирующих альвеол, скорости и объема поступающего воздуха);
  4. Состояния дыхательных мышц, их способности обеспечить мощность воздушного потока;
  5. Толщины грудной стенки, развитости жирового и мышечного слоя.
  • Нарушение хотя бы одного из перечисленных факторов приводит к изменению звучности, продолжительности и тембра везикулярного дыхания.
  • Изменение звучности и/или продолжительности – это количественное изменение везикулярного дыхания.
  • Изменение тембра и/или соотношения вдоха к выдоху – это качественные изменения везикулярного дыхания.
  • Количественное изменение везикулярного дыхания в норме.
  • Везикулярное дыхание в норме может усиливаться или ослабляться.
  • Физиологические варианты изменения везикулярного дыхания:
  • Физиологическое ослабление везикулярного дыхания наблюдается при
  • – утолщении грудной стенки за счет чрезмерного развития ее мышц
  • – повышенном отложении жира в подкожной клетчатке
  • – поверхностное дыхание в покое у спящих и в покое у спортсменов
  • Физиологическое усиление везикулярного дыхания наблюдается
  • – у лиц с тонкой грудной стенкой, преимущественно у астеников
  • – слабо развитые мышцы и подкожный жировой слой
  • – при тяжелой физической работе
  • – при психоэмоциональном перенапряжении

NB! Физиологическое ослабление или усиление везикулярного дыхания всегда происходит одновременно в правой и левой половинах грудной клетки, при этом в симметричных областях дыхание одинаково!

  1. Качественные изменения везикулярного дыхания.
  2. Саккадированное дыхание в норме
  3. Механизм: неодновременное проникновение воздуха в различные участки легочной ткани из-за неравномерного сокращения  дыхательных мышц
  4. Характеристика:
  5. –         Вдох прерывистый
  6. –          выдох не изменен
  7. В норме  диффузное  саккодир-е дыхание выслушивается при дрожи от холода или нервной дрожи.
  8. Сочетанное изменеие везикулярного дыхания (количественное + качественное) в норме.
  9. Пуэрильное дыхание – это усиленное везикулярное дыхание с ларинготрахеальным оттенком и соотношением вдоха и выдоха 1:1.
  10. Ларинготрахеальное дыхание, его характеристика.
  11. Ларинготрахеальное дыхание

Источник: http://4anosia.ru/auskultatsiya-legkih/

Аускультация лёгких. Проведение пикфлоуметрии у ребёнка. Алгоритм действий

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13

  • АЛГОРИТМ  ДЕЙСТВИЙ
  • Станция ОСКЭ № 1                            
  • Аускультация лёгких   (возраст 14 лет)
Этапы Последовательность действий
1 Проведение  аускультации в симметричных участках спереди
  1. Положение врача (студента):  Встать спереди у правой стороны больного (манекена). Провести аускультацию:
  2. 1) в области верхушек лёгких справа, слева;
  3.    по среднеключичной линии:
  4. 2) в области второго межреберья     справа, слева;
  5. 3) в области третьего межреберья  справа, слева;
  6. 4) в области четвёртого межреберья  справа;
  7. 5) в области пятого межреберья  справа;
  8. 6) в области шестого межреберья  справа;
2 Проведение  аускультации в симметричных участках по боковым поверхностям
  • Положение врача (студента):  Как при аускультации спереди (разрешается немного отступить в левую сторону, чтобы положение было удобным для врача). Провести аускультацию по среднеподмышечным линиям:
  • 1) на уровне  шестого  межреберья  справа, слева;
  • 2) на уровне седьмого межреберья  справа, слева;
3 Проведение аускультации в симметричных участках сзади.
  1. Положение врача (студента): Встать сзади у левой стороны больного (манекена)  Провести аускультацию:
  2. 1) в надлопаточной области слева, справа;
  3.    в межлопаточной области  по          
  4.    паравертебральным (околопозвоночным) линиям:
  5. 2) на уровне третьего межреберья слева, справа;
  6. 3) на уровне пятого межреберья слева, справа;
  7. в подлопаточных областях  по лопаточным линиям:
  8. 4) на уровне седьмого межреберья слева, справа;
  9. 5) на уровне восьмого межреберья слева, справа;
4 Проведение «свободной» аускультации Провести аускультацию лёгких вне классических — «свободная» аускультация (цель: более точное обнаружение и уточнение побочных дыхательных шумов).
5 Подсчёт частоты дыхания Поставить фонендоскоп на область дыхательного шума и подсчитать число дыханий за 1 минуту. Озвучить полученное число.
6 Определить и дать  характеристику дыханию Провести комментарий: Дыхание ослабленное  везикулярное  (или везикулярное) по всем полям лёгких.
7 Определить и дать характеристику шумам Провести комментарий: Прослушивается сухие  свистящие хрипы (или   хрипов нет) по всем полям лёгких.
8 Дать заключение Аускультативная картина  бронхообструктивного синдрома (аускультативная картина здоровых лёгких)
  • АЛГОРИТМ  ДЕЙСТВИЙ
  • Станция ОСКЭ № 2                  
  • Оценка по шкале АПГАР
Этапы Последовательность действий
1 Принять ребенка в теплые пеленки. Взять сухую, согретую пеленку и положить в нее ребенка
2 Тщательно обсушить ребенка и поменять влажные пеленки на сухие. обсушить ребенка этими пеленками и выложить  на другие сухие пеленки
3 Одеть ребенку теплую шапочку и носки Одеть ребенку теплую шапочку и носки
4 Оценить цвет кожных покровов визуально, при естественном  цвете, грудь и туловище ребенка должны быть розовыми
5 Определить частоту сердечных сокращений при помощи стетоскопа в классических точках аускультации сердца, либо в эпигастральной области за 6 секунд выслушиваются тоны сердца,  и результат умножают на 10. Нормальное ЧСС должно быть свыше 100 ударов в минуту.
6 Определить частоту дыхания Визуально определить частоту дыхания по экскурсии грудной клетки. В норме от 40 до 60 дыханий в минуту
7 Оценить рефлекторную возбудимость По реакции ребенка на осмотр (на голос врача, яркий свет, прикосновение, звук, изменение температуры окружающей среды) и гримасе оценить рефлекторную возбудимость. В норме при осмотре должен быть громкий крик, реакция на раздражение носовых ходов – чихание, кашель
8   Определить тонус мышц Определить тонус мышц по положению ребенка.  В норме должна быть поза флексии (поза эмбриона).
9 Выставить оценку по шкале АПГАР 8 – 10 баллов   —   здоровый ребенок 7 баллов  —  активность снижена, необходимо проводить   дополнительную оценку каждые  5 минут, до 20-ой минуты жизни ребенка      4-6 баллов —    умеренная асфиксия (средней тяжести). К 5 минуте достигает значений, характерных для здоровых новорожденных (8-10 баллов). 0 – 3 балла  — асфиксии тяжелой степени, что является показателем для интенсивной терапии и реанимации новорожденного

ШКАЛА  АПГАР

Оцениваемые клинические признаки 0 баллов 1 баллов 2 баллов
Окраска кожных покровов Генерализованная бледность или генерализованный цианоз Розовая окраска тела и синюшность конечностей (акроцианоз) Розовая окраска всего тела и конечностей
Дыхание отсутствует Брадипное, нерегулярное Нормальное,громкий крик
Частота сердцебиений (в 1 минуту) отсутствует Менее 100 100 и более
Рефлекторная раздражимость ( реакция на носовой катетер, раздражение подошв). Не реагирует гримасса Кашель,чихание,крик
Мышечный тонус Конечности свисают Некоторое сгибание конечностей Активные движения
  1. АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ
  2. Станция ОСКЭ № 3
  3. Проведение пикфлоуметрии у ребёнка.
Этапы Последовательность действий
1 Подготовить к работе пикфлоуметр Обработать пикфлоуметр 70%  раствором спирта, отвести стрелку прибора на начало шкалы и проверить исправность прибора.
2 Объяснить пациенту порядок проведения манипуляции и поведение пациента во время  её проведения При встрече с пациентом представиться по имени и отчеству, независимо от его возраста. Объяснить ему порядок проведения пикфлоуметрии.
3 Предложить пациенту сделать максимальный вдох. Предложить после нормального и спокойного выдоха сделать глубокий вдох.
4 Предложить пациенту взять наконечник  в рот и сделать максимальный выдох. Горизонтально держа прибор, обхватить мундштук губами и сделать резкий выдох (подобно задуванию свечи).
5 Измерить три раза подряд Оценить показания шкалы. Вышеуказанные действия повторить 3 раза, максимальное значение записать в лист наблюдения.
6 Определить  скорость выдыхаемого воздуха. Выбрать максимальное значение из трёх определений  и записать в лист наблюдения за пациентом Выбрать  максимальное  значение из трех определений и максимальное значение записать в лист наблюдения.
7 Определить нормальный показатель пикфлоуметрии у пациента в зависимости от роста Определить долженствующую пиковую скорость выдоха по специальной таблице соответственно росту  пациента и записать в лист наблюдения.
8 Провести сравнительный анализ и сделать заключение
  • Провести сравнительное исследование и сделать заключения.
  • Норма — пиковая скорость выдоха более 80% от должных величин.
  • Сигнал «внимание», приближающееся обострение — пиковая скорость выдоха в пределах 60-80% от должных величин.
  • Сигнал тревога, ухудшение состояние — пиковая скорость выдоха ниже 60% от должных величин.
  1. АЛГОРИТМ   ДЕЙСТВИЙ
  2. Станция ОСКЭ №4
  3. Аускультация сердца (возраст 11 лет)
Этапы Последовательность действий
1 Проведите аускультацию на верхушки сердца Поставить фонендоскоп  в область пятого межреберье по среднеключичной линии слева.
2 Проведите аускультацию во втором межреберье  справа  от    грудины Поставить фонендоскоп в область второго межреберья на 1см. справа от груди.
3  3 Проведите аускультацию во втором межреберье слева от грудины Поставить фонендоскоп в область второго межреберья на 1см. слева от груди.
4 Проведите аускультацию в области мечевидного отростка. Поставить фонендоскоп в область мечевидного отростка.
5 Проведите аускультацию в точке Боткина Поставить фонендоскоп в область  четвертого межреберья слева от грудины.
6 Проведите подсчёт чистоты сердечных сокращении Поставить фонендоскоп в области верхушечного толчка в пятом межреберье слева от грудины, по среднеключичной линии. ЧСС-85 в мин.
7 Дать  характеристику  тонов На верхушке 1 тон – ослаблен.
8 Дать  характеристику шумов. На верхушке определяется грубый систолический шум связанный с  1 тоном.
9 Дать  характеристику ритма сердца На верхушке определяется правильный ритм.
10 Сделал заключение. Шум недостаточности  митрального клапана.
  • АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ
  • Станция ОСКЭ № 5
  • Оценка безусловных (врожденных) рефлексов новорожденных.
Этапы Последовательность действий
1 Оценить поисковый эффект Ребенок на спине. Голова в среднем положении. Легкое раздражение кожи у угла рта. В ответ – полный поворот головы с открыванием или без открывания рта.
2 Оценить хоботковый рефлекс Быстрый легкий удар пальцем по губам вызывает сокращение m.orbicularis oris, вытягивание губ «хоботком». Рефлекс угасает к 2-3 месяцам жизни.
3 Оценить верхний хватательный рефлекс Давление осуществляется на ульнарную поверхность ладони. Не давить на тыл кисти. В ответ – сильная флексия пальцев, напряжение мышц предплечья. Исчезает на 2-4 месяце.
4 Оценить нижний хватательный рефлекс Надавливать на подошву у основания II – III пальцев. В ответ – подошвенное сгибание пальцев. Исчезает на 2-4 месяце.  
5 Оценить защитный рефлекс Ребенка выкладывают на живот. Поворот головы в сторону (защита от удушья).
6 Оценить рефлекс Бауэра Ребенка выкладывают на живот. При прикладывании к подошвам ладони ребенок отталкивается от нее ногами. Этот рефлекс сохраняется до 4 мес.
7 Оценить рефлекс опоры Врач берет ребенка подмышки со стороны спины, поддерживая указательными пальцами голову. В ответ – приподнятый в таком положении ребенок сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах. Опущенный на опору, он упирается на нее полной стопой, «стоит» на полусогнутых ногах, выпрямив туловище. Рефлекс исчезает к 2 мес.
8 Оценить рефлекс автома-тической ходьбы В положении рефлекса опоры ребенка слегка наклоняют вперед, при этом он совершает шаговые движения по поверхности, не сопровождая их движениями рук. Иногда при этом ноги перекрещиваются на уровне нижней трети голеней. Рефлекс исчезает к 2 мес.   
9 Оценить результаты иссле-дований безусловных рефлексов Учитывают наличие или их отсутствие, симметричность, время появления и угасания, силу ответа и соответствие возрасту ребенка. Ответ – Отсутствуют. Вызываются. Усиленные (оживленные). Клонус.

Источник: http://samzan.ru/59751

1. Правила проведения аускультации легких

Главная / Лекции 2 курс / Пропедевтика внутренних болезней / Вопрос 10. Аускультация легких / 1. Правила проведения аускультации легких

Целью исследования являются определение и оценка дыхательных шумов (основного и побочных) и бронхофонии над всей поверхностью легких. Определение дыхательных шумов проводится в положении больного сидя, стоя (при длительном глубоком дыхании в результате гипервентиляции легких возможны головокружение или обморок у больного) или лежа (проводится у очень слабых больных).

Врач располагается сидя или стоя с учетом положения больного, но обязательно удобно, без напряжения. Аускультация легких проводится спереди, в боковых отделах и сзади.

Для лучшего выявления дыхательных шумов во время аускультации легких необходимо, чтобы больной дышал глубоко, поэтому непосредственно перед исследованием ему дается команда дышать глубже и чуть чаще, чем обычно.

Аускультация спереди. Руки больного должны быть опущены. Врач становится спереди и справа от больного. Начинают аускультацию с верхушек легких. Фонендоскоп (стетоскоп) располагают в надключичной ямке таким образом, чтобы мембрана фонендоскопа (раструб стетоскопа) по всему периметру соприкасалась с поверхностью тела больного.

Сосредоточив внимание на звуках, слышимых в наушниках фонендоскопа, оценивают звуки в течение всего дыхательного цикла (вдоха и выдоха). После этого фонендоскоп переставляют в симметричный участок другой надключичной ямки, где шумы выслушивают аналогично.

Далее исследование продолжают, последовательно ставя фонендоскоп на симметричные участки передней стенки грудной клетки на уровне I, II и III межреберий, причем срединно-ключичная линия должна пересекать датчик фонендоскопа посередине. Аускультация в боковых отделах. Больной продолжает дышать глубоко и равномерно.

Врач просит его сложить руки в замок и поднять на голову. Фонендоскоп размещают на боковой поверхности грудной клетки в глубине подмышечной ямки. Выслушивают и оценивают дыхательные шумы в этой точке. После этого фонендоскоп переставляют в симметричный участок другой подмышечной ямки, где аналогично выслушивают и оценивают дыхательные шумы.

Далее исследование продолжают, последовательно помещая фонендоскоп на симметричные участки боковой поверхности грудной клетки (в точки сравнительной перкуссии), опускаясь постепенно до нижней границы легких. Аускультация сзади. Больного просят скрестить руки на груди.

Фонендоскоп последовательно помещают в симметричные точки на уровне надостных ямок, в межлопаточное пространство на 2-3-м уровнях и в подлопаточные области на уровне VII, VIII и IX межреберий.

По окончании аускультации оценивают результаты исследования:

  1. какой (или какие) основной дыхательный шум (шумы) выслушивается во всех точках аускультации;

  2. одинаков ли основной дыхательный шум в симметричных точках;
  3. в) выслушивается ли какой-либо побочный дыхательный шум (шумы) с определением его (их) локализации.

Далее по теме:

Источник: https://www.medkurs.ru/lecture2k/ppi/qp10/3826.html

Что такое аускультация легких?

Аускультация легких осуществляется с целью установления характера шумов организма и изучения бронхофонии.

Перед началом процедуры область грудной клетки должна быть обработана жиром, волосяной покров сбривают. Затем пациент принимает стоячее или сидячее положение, после чего врач начинает обследование, выполняя принятый алгоритм действия.

Что такое аускультация и для чего используется?

Аускультативное исследование назначается для обнаружения разнообразных заболеваний бронхов, легких, кровеносной системы и сердца. Для этого производится оценка побочных и основных шумов дыхания. Также производится оценка бронхофонии.

  • Полученные показатели в дальнейшем сравнивают с нормальными, и на основе этого врач делает вывод об отсутствии или наличии заболеваний.
  • Выполняя аускультацию, можно обнаружить следующие патологии, встречающиеся у детей и взрослых:
  • Пневмония;
  • Опухоль в легком;
  • Легочный инфаркт;
  • Отек легких;
  • Пневмоторакс;
  • Туберкулез;
  • Сердечная недостаточность;
  • Скопление в плевральной полости жидкости.

Главными признаками, по которым выполняется такая диагностика, служат разновидности шумов, которые можно обнаружить во время процедуры.

Типы дыхания:

  1. Везикулярное дыхание. Данный тип шума отличается равномерностью и мягкостью, при вдохе должен быть непрерывным. По звучанию похож на звук «ф» или «в».
  2. Бронхиальное дыхание. Наблюдается на фазах вдоха/выдоха, напоминает звук «х». При вдохе этот шум отличается меньшей резкостью, нежели при выдохе.
  3. Смешанное дыхание можно назвать промежуточным, поскольку имеет особенности, присущие первым двум вариантам.

Кроме основных, врач может услышать и дополнительные шумы, являющиеся признаками патологий:

  1. Хрипы. Могут быть влажными и сухими. Проявляются в форме жужжания, свиста или гудения (сухие) либо по звуку напоминают лопающихся пузырьков (влажные).
  2. Крепитация. Данное явление представляет собой скрипучий отрывистый звук.
  3. Шум трения плевры. Если обнаружен этот шум, то можно предположить пребывание его источника близко к поверхности. Звучание напоминает шорох бумаги или хруст снега.

Чтобы диагноз был верным, врач должен учесть как имеющиеся посторонние шумы, так и особенности основных шумов. Кроме того, необходимо читывать симптомы, названные пациентом, индивидуальные особенности его организма и многое другое.

Проведение манипуляции

Последовательность действий, правила проведения и диагностическое значение при аускультации схожи со сравнительной перкуссией. Врач предварительно выполняет выслушивание над и под ключицами, потом до третьего ребра с левой стороны в области сердца и на правой стороне до края печеночной тупости.

Чтобы провести обследование грудной клетки пациента по бокам, он должен поставить руки за голову. Потом проводится выслушивание межлопаточного пространства. С этой целью больной немного нагибается вперед, скрещивая руки и опуская голову. В таком положении исследуются области вокруг лопаток, нижняя кромка легких.

В начале больной должен дышать носом. В этом положении врач выслушивает все точки аускультации минимум за 2-3 вдоха/выдоха. Задача данных действий состоит в определении особенностей основного дыхательного шума и сравнении с той же зоной второго легкого.

Врач должен определить:

  • Громкость шумов;
  • Высоту тембра;
  • Продолжительность;
  • Однородность;
  • Постоянство;
  • Принадлежность к фазам дыхания;
  • Распространенность.

Если на начальном этапе были обнаружены побочные дыхательные шумы, врач повторяет процедуру, однако теперь больной должен совершать вдохи через рот. Специалист также может попросить пациента покашлять и применить метод «мнимого дыхания».

Если необходимо более внимательно изучить шумы центральных областей легких, больной, лежа на спине или боку, должен заложить руку за голову, причем важно, чтобы он не совершал чересчур частых вдохов, поскольку это может вызвать гипервентиляционный обморок.

Основные шумы в норме

Нормальным состоянием для любого человека являются основные дыхательные шумы.

По восприятию везикулярное дыхание должно быть непрерывным и мягким. Это звук, который при наполнении воздухом легких издают альвеолы. Он дополняется колебаниями, возникающими, когда воздух проходит самые мелкие бронхи. С началом выдоха шум дополняется колебаниями трахеи и гортани, шумом расслабления альвеол.

Несколько другое дыхание у детей и подростков. Характер шума резче и громче, немного резонирующий с выдохом. Следует помнить, что это явление, пуэрильное дыхание, не является нормальным для взрослого человека и наблюдается в случае лихорадки.

Источник: http://pnevmonii.net/diagnostika/auskultatsiya-lyogkih

Что такое аускультация легких?

Аускультация легких осуществляется для установления характера шумов дыхания и изучения явления бронхофонии. Перед выслушиванием область грудной клетки обрабатывают жиром, лишний волосяной покров сбривают. Пациент приводится в сидячее или стоячее положение. Затем врач начинает обследование, соблюдая определенные правила.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: «Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить…» Читать подробнее >>

Проведение манипуляции

Алгоритм действия аускультации легких не отличается от сравнительной перкуссии. Предварительно врач выполняет поочередное выслушивание в области ямок над ключицами и под ключицами, затем до третьего ребра в области сердца (левая сторона) и до края печеночной тупости (правая сторона).

Чтобы обследовать грудную клетку по бокам, пациента просят поставить руки за голову. Затем идет выслушивание межлопаточного пространства. Для этого больной немножко нагибается вперед, опуская голову, скрещивая руки.

В таком положении аускультируются области вокруг лопаток прослушивается нижняя кромка легких.

Сначала пациент должен дышать через нос. В таком положении врач выслушивает каждую точку за минимум 2-3 вдоха и выдоха. Задача этих действий в том, чтобы выяснить характер основного дыхательного шума, сравнить с аналогичной зоной второго легкого. Необходимо определить:

  • громкость шумов;
  • продолжительность;
  • высоту тембра;
  • однородность;
  • принадлежность к дыхательным фазам;
  • постоянство;
  • распространенность.

Если на первом этапе были выявлены побочные шумы, то врач повторяет процедуру, но теперь пациент должен совершать глубокие вдохи через рот. Теперь специалист может попросить его покашлять и использовать метод «мнимого дыхания».

Когда необходимо более внимательно выслушать шумы в центральных областях легких, пациент, лежа на боку или спине, закладывает руку за голову. При этом важно, чтобы больной не совершал слишком частых вдохов, иначе это может привести к гипервентиляционному обмороку.

Основные шумы в норме

Для любого человека нормальным явлением считают основные дыхательные шумы.

При вдыхании воздуха прослушивается непрерывный шум шелестящего характера, схожий со звуком «ф» — везикулярное дыхание.

По восприятию оно должно быть мягким и непрерывным. На самом деле это звук, который издают альвеолы при наполнении легких воздухом. Дополняется он колебаниями при прохождении воздухом самых мелких бронхов. Во время начала выдоха, шум дополняется шумом расслабления альвеол, колебаниями гортани и трахеи.

Несколько другое дыхание имеет место у детей и в подростков. Характер шума громче и резче, немного резонирующий с отчетливым выдохом. Это явление называют пуэрильным дыханием. Следует помнить, что для взрослого человека такой шум не является нормальным и наблюдается при лихорадке.

Источник: https://MedBoli.ru/dyhatelnaya-sistema/metody-diagnostiki/chto-takoe-auskultatsiya-legkih

Правила аускультации легких

    1. Аускультация легких проводится в симметричных участках грудной клетки по межреберьям в следующей последовательности: спереди, в боковых отделах, сзади.

    2. Аускультацию начинают со здоровой стороны, если имеются указания на одностороннее поражение легких. Если указания на наличие патологического процесса в легких отсутствуют, то исследование начинают с правой стороны.

    3. Больной во время исследования может находиться в положении сидя, стоя (необходимо следить за возможным появлением признаков гипервентиляции: головокружение, обмороки) или лежа — у больных, находящихся в тяжелом состоянии.

    4. При аускультации передней поверхности грудной клетки руки больного опущены, боковых отделов — руки больного должны быть сложены в замок и подняты на голову, задних отделов — руки больного должны быть скрещены на груди.

    5. Начинают аускультацию с верхушек легких и продолжают сверху вниз.

    6. Аускультацию начинают с одной и той же стороны.

Аускультация
легких спереди:

Врач встает спереди
и справа от больного и располагает
фонендоскоп в надключичной ямке таким
образом, чтобы мембрана по всему периметру
соприкасалась с поверхностью тела
больного.

Следует предложить больному
сделать глубокий вдох и выдох 1-2 раза и
оценить дыхательные шумы в течение
всего дыхательного цикла (вдоха и
выдоха). Затем фонендоскоп переставляется
на симметричный участок другой
надключичной ямки, и выслушиваются шумы
аналогичным образом.

Постепенно
фонендоскоп перемещается вниз на
симметричные участки передней грудной
клетки на уровне I, II, III межреберий по
срединно-ключичным линиям.

Аускультация
легких в боковых отделах:

Фонендоскоп
располагается на боковой поверхности
грудной клетки в глубине подмышечной
ямки. Больной продолжает дышать глубоко
и равномерно. Оценив дыхательные шумы
в этой точке, фонендоскоп переставляется
на симметричный участок подмышечной
впадины. Исследование продолжается
путем последовательного перемещения
фонендоскопа по среднеподмышечной
линии в III, IV, V, VI, VII межреберьях.

Аускультация
легких сзади:

Врач встает сзади
от больного и располагает фонендоскоп
в надостной ямке. Больной продолжает
делать глубокие дыхательные движения.
Оценив дыхательные шумы в этой точке,
фонендоскоп перемещается на симметричный
участок другой надостной ямки и
выслушиваются шумы аналогичным образом.

Продолжается исследование на симметричных
участках межлопаточного пространства,
путем постепенного перемещая фонендоскопа
вниз, до угла лопаток.

Затем фонендоскоп
располагается последовательно в
подлопаточном пространстве по лопаточным
линиям в симметричных областях на уровне
VII, VIII и IX межреберий и оцениваются
дыхательные шумы в этих точках.

Все дыхательные
шумы можно разделить на две большие
группы:

  1. Основные дыхательные шумы

  2. Побочные дыхательные шумы.

Основные дыхательные шумы

К основным
дыхательным шумам относятся:
везикулярное, бронхиальное дыхание
и их разновидности, жесткое, саккадированное,
стенотическое дыхание.

Везикулярное
дыхание
выслушивается на протяжении
всей фазы вдоха и в начале выдоха (при
этом продолжительность шума выдоха
составляет не более 1/3 продолжительности
шума вдоха), представляет собой мягкий
непрерывный шум, напоминающий звук «ф».

У здорового человека везикулярное
дыхание выслушивается над всей
поверхностью легких, за исключением
области, располагающейся в межлопаточном
пространстве от VII шейного до IV грудного
позвонка.

Везикулярное дыхание образуется
в результате колебания эластичных,
напряженных стенок альвеол во время их
последовательного заполнения воздухом
на протяжении всего вдоха. Звук первой
трети выдоха при везикулярном дыхании
обусловлен:

  • Колебанием
    напряженных стенок альвеол;
  • Звуком выходящего
    с большой скоростью воздуха из альвеол
    в бронхиолы.
  • Ослабленное
    везикулярное дыхание
    — при этом типе
    дыхания продолжительность и вдоха, и
    выдоха меньше, чем при везикулярном
    дыхании, но соотношение сохранено
    (продолжительность выдоха составляет
    1/3 продолжительности вдоха); выслушивается
    мягкий, дующий, очень тихий шум,
    напоминающий звук «ф». Ослабленное
    везикулярное дыхание наблюдается:
  • У здоровых людейпри чрезмерном развитии подкожной
    жировой клетчатки или мышц, у гиперстеников.
  • При патологии:
  • вследствие
    затруднения проведения звуков от альвеол
    на поверхность грудной клетки (гидроторакс,
    закрытый пневмоторакс, фиброторакс,
    гидропневмоторакс).
  • при обтурции
    крупных бронхов (обтурационный ателектаз).
  • вследствие снижения
    эластичности альвеолярных стенок
    (эмфизема легких, ранний период I стадии
    крупозной пневмонии, застойные явления
    в малом круге кровообращения).
  • вследствие
    уменьшения экскурсии грудной клетки с
    резким ограничением фазы вдоха (сухой
    плеврит, межреберная невралгия, перелом
    ребер, воспаление дыхательных мышц).

Усиленное
везикулярное дыхание
— продолжительность
и вдоха, и выдоха больше, чем при
везикулярном, но их соотношение
сохраняется (выдох составляет 1/3 от
вдоха). При этом типе дыхания звук громче,
чем при везикулярном, но не отличается
от него по тембру и высоте. Усиление
везикулярного дыхания наблюдается:

Физиологическое
усиленное везикулярное дыхание

при астеническом
телосложении, при слабом развитии мышц
и подкожного жирового слоя, так как при
этом легкое расположено ближе к уху
исследующего.

гипервентиляция
легких при неизмененной легочной ткани
(физическая нагрузка). При этом экскурсия
грудной клетки больше и происходит
быстрее, чем в норме, отчего напряжение
стенок альвеол на вдохе увеличивается.

Патологическое
усиленное везикулярное дыхание

При лихорадке,
гипертиреозе вследствие гипервентиляции.

Викарное
(заместительное) усиленное везикулярное
дыхание определяется над здоровым
легким или участком легкого, расположенным
по соседству с патологически измененным,
который принимает слабое участие в
дыхании или вовсе не дышит.

То легкое
или те участки легкого, которые не
изменены, расправляются при дыхании
сильнее обычного, отчего напряжение
стенок альвеолах в этих участках
становится сильнее и амплитуда их
колебаний больше.

Такая усиленная
дыхательная экскурсия здоровых частей
легкого как бы замещает недостающее
дыхание пораженных частей.

Усиленное
везикулярное дыхание наблюдается также
при, так называемом, «большом дыхании»
Куссмауля при диабетической коме.

Пуэрильное
дыхание
(разновидность усиленного
везикулярного), выслушивается в норме
у детей и подростков вследствие тонкой
грудной стенки и высокой эластичности
альвеолярных стенок.

Нормальное
бронхиальное дыхание

Источник: https://studfile.net/preview/2766357/page:22/

Аускультация легких. Правила аускультации

Аускультация – метод, базирующийся на выслушивании изменений звуков, которые возникают в процессе функционирования внутренних органов и систем. В случае с респираторной дисфункцией врач оценивает характер работы легких и бронхов.

Методика для изучения дыхания подобным образом разработана во времена Гиппократа (IV-III век до нашей эры). Для диагностики респираторной патологии врач во время стандартного осмотра больного прикладывал ухо к грудной клетке и слушал, нет ли сторонних или измененных звуков.

Описанный метод называется прямой аускультацией. В современной медицине в 99% случаев используется непрямой вариант методики. Врачи для аускультации легких применяют специальные инструменты – фонендоскопы (стетоскопы).

Устройство состоит из мембраны и/или воронки, которая плотно прислоняется к исследуемой области тела. Последняя соединяется трубками (звукопроводами) с жесткими дужками, оканчивающимися ушными оливами. За счет концентрации звука из изучаемого очага врач четко слышит, что происходит под мембраной.

Аускультация легких должна проводиться всем пациентам, страдающим от той или иной формы респираторной патологии. Диагностический метод простой, не требует применения дополнительной аппаратуры и остается основой для первичной оценки состояния легких больного.

Осложненным считается течение пневмонии, сопровождающееся развитием в бронхолегочной системе и других органах воспалительных и реактивных процессов, вызванных непосредственно воспалением легких. От наличия осложнений во многом зависит течение и исход пневмонии. Осложнения пневмонии могут быть легочными и внелегочными.

Легочными осложнениями при пневмонии могут быть обструктивный синдром, абсцесс, гангрена легкого, острая дыхательная недостаточность, парапневмонический экссудативный плеврит.

Среди внелегочных осложнений пневмонии часто развиваются острая сердечно-легочная недостаточность, эндокардит, миокардит, менингит и менингоэнцефалит, гломерулонефрит, инфекционно-токсический шок, анемия, психозы и т. д.

  • крепитация;
  • влажные;
  • сухие;
  • шум трения плевры;
  • бронхофония.

Крепитация

Во время воспаления легких альвеолы заполняются жидкостью. Когда происходит процесс дыхания, они периодически слепляются и разлепляются, издавая тихий звук. Такое явление зачастую встречается в самом начале развития пневмонии, а также при выздоровлении. Этот звук напоминает легкий треск и выслушивается только при вдохе.

Крепитацию можно выявить при прослушивании легкого с помощью фонендоскопа. Врач при этом плотно прижимает его к коже пациента, уменьшая тем самым слышимость звуков низких частот. Если больным является мужчина и у него присутствует волосяной покров на груди, требуется смазать это место жиром, чтобы не вышла имитация крепитации при трении сухих волос.

Крепитация бывает застойная и воспалительная. Первый вид обычно наблюдается в нижних легочных отделах. Такая крепитация менее звучная, нежели воспалительная. В последнем случае вокруг альвеол обнаруживается уплотненная ткань, которая способна лучше проводить звук.

Влажные хрипы

Хрипы такого вида бывают мелкопузырчатыми, крупнопузырчатыми и среднепузырчатыми. Все зависит от вовлечения в процесс мелких, средних либо крупных бронхов. В них происходит накопление жидкости, образующейся во время воспалении. Она называется экссудатом. При дыхании жидкость булькает. Влажные хрипы выслушиваются на обеих фазах дыхания.

Если воспаление легких проходит без осложнений, часто наблюдаются мелкопузырчатые шумы. По звуку они походят на лопанье небольших пузырьков. Когда пневмония осложненная либо запущенная, возникают крупнопузырчатые хрипы.

Звук можно услышать не с помощью специального прибора, а даже находясь на небольшом расстоянии от пациента. Среднепузырчатые шумы возникают при отеке легкого, попадании жидкости в мелкие или средние бронхи.

По звуку они напоминают треск.

Сухие хрипы

В процессе болезни иногда присоединяется обструкция бронхов. Зачастую это возникает у пациентов, страдающих бронхиальной астмой. При этом выслушивается свистящий звук. Воздушная струя проходит сквозь бронхи, как через трубу. Такой звук легко услышать без специального приспособления.

Шумы сухого характера говорят о сужении просвета в бронхах.

Это происходит по причине опухолей, отека слизистой оболочки, наличия комков из вязкой мокроты.

Шум трения плевры

Если к воспалению легких присоединяется другое заболевание, , появляется шум трения плевры. Он напоминает скребущие звуки и имеет сходство с крепитацией. Однако такой шум выслушивает постоянно, на обеих фазах дыхания. Он появляется тогда, когда трутся друг об друга под воздействие потока воздуха.

Шум трения плевры характеризуется следующими свойствами:

  • сухой прерывистый звук;
  • поверхностность шума, ощущаемого вблизи от уха;
  • изменчивость звука (способен появляться и исчезать) – исключение составляет хроническая форма болезни;
  • небольшая распространенность звука;
  • выслушивается в обеих фазах дыхания;
  • присутствие боли.

Обычно шум трения плевры обнаруживается в нижней части грудной клетки, сбоку. Иногда его тяжело отличить от влажного хрипа. При этом необходимо знать некоторые нюансы. Во-первых, при надавливании с помощью стетоскопа шум плевры становится сильнее. Что касается кашля и глубоких вдохов, звук не изменяется и не пропадает.

Бронхофония

Источник: https://vetryanka.net/auskultacia-legkih-pravila-auskultacii-alexmedinfo.html

Ссылка на основную публикацию