Нарушение слуха у детей: причины, лечение, профилактика

Тугоухость у детей — понижение слуха различной степени выраженности, затрудняющее восприятие речи и окружающих звуков. Симптомами тугоухости у детей может служить отсутствие реакции на звук игрушки, материнский голос, зов, просьбы, шепотную речь; отсутствие гуления и лепета; нарушение речевого и психического развития и др. Диагностика тугоухости у детей включает проведение отоскопии, аудиометрии, акустической импедансометрии, регистрацию отоакустической эмиссии, определение слуховых ВП. С учетом причин и вида тугоухости у детей может использоваться медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, слухопротезирование, методы функциональной отохирургии, кохлеарная имплантация.

Тугоухость у детей — нарушение слуховой функции, при котором восприятие звуков затруднено, но в той или иной степени сохранно. Тугоухость у детей является предметом изучения детской отоларингологии, сурдологии, отоневрологии.

В России число детей и подростков с тугоухостью и глухотой составляет более 600 тысяч, при этом у 0,3% больных нарушения слуха носят врожденный характер, а у 80% малышей возникают в первые три года жизни.

Потеря слуха в детском возрасте тесно связана с развитием речевой функции и интеллекта ребенка, поэтому раннее выявление и реабилитация детей с тугоухостью является важно задачей практической педиатрии.

Тугоухость у детей

С учетом этиологической обусловленности различают наследственную, врожденную и приобретенную тугоухость у детей. В зависимости от локализации повреждения в слуховом анализаторе принято выделять:

  • нейросенсорную (сенсоневральную) тугоухость у детей, развивающуюся вследствие поражения звуковоспринимающего аппарата: внутреннего уха, слухового нерва или центральных отделов слухового анализатора.
  • кондуктивную тугоухость у детей, развивающуюся вследствие поражения звукопроводящего аппарата: наружного уха, барабанной перепонки и среднего уха (слуховых косточек).
  • смешанную тугоухость у детей, при которой одновременно нарушаются функции звукопроведения и звуковосприятия.

В структуре детской тугоухости в 91% случаев выявляются сенсоневральные поражения, в 7% — кондуктивные, в остальных – смешанные.

Степень тяжести тугоухости у детей оценивается на основании данных речевой и тональной аудиометрии:

  • 1 степень (26-40 дБ) – ребенок слышит разговорную речь с расстояния 4-6 м, шепотную речь – с расстояния 1-3 м; не различает речь на фоне постороннего шума, удаленную речь;
  • 2 степень (41-55 дБ) – ребенок различает разговорную речь только с расстояния 2-4 м, шепотную речь – с расстояния 1 м;
  • 3 степень (56-70 дБ) – ребенок слышит разговорную речь только с расстояния 1-2 м; шепотная речь становится неразличимой;
  • 4 степень (71-90 дБ) – ребенок не различает разговорную речь.

Повышение слухового порога выше 91 дБ расценивается как глухота.

По времени возникновения снижения слуха различают прелингвальную (наступившую до развития речи) и постлингвальную (наступившую после появления речи) тугоухость у детей.

Наследственная нейросенсорная тугоухость у детей в большинстве случаев передается по аутосомно-рецессивному; реже – по доминантному типу. В этом случае у ребенка имеются необратимые, непрогрессирующие изменения органа слуха, обусловленные двусторонним нарушением звуковосприятия.

Наследственная форма тугоухости у 80% детей встречается изолированно, в остальных случаях входит в структуру многих генетических синдромов.

Из более чем 400 известных синдромов, включающих нейросенсорную тугоухость у детей, наиболее распространенными являются синдромы Дауна, Патау, Альпорта, Пендреда, Ледпарода, Клайпеля-Фейла и др.

Развитию врожденной тугоухости у детей способствуют различного рода патологические воздействия на слуховой анализатор во внутриутробном периоде.

Наибольшую опасность для формирующегося органа слуха плода представляют инфекционные заболевания, перенесенные беременной в I триместре: краснуха, грипп, герпес, корь, токсоплазмоз, цитомегаловирусная инфекция, туберкулез, сифилис.

Эти и другие внутриутробные инфекции, как правило, приводят к поражению звуковоспринимающего отдела слухового анализатора, а степень выраженности нарушения слуха у детей может варьировать от легкой тугоухости до полной глухоты.

Врожденная патология слуха у ребенка может быть обусловлена различными хроническими заболеваниями матери (тиреотоксикозом, сахарным диабетом, анемией, авитаминозами), приемом беременной ототоксических препаратов (неомицина, стрептомицина, гентамицина, канамицина и др.

), профессиональными вредностями, алкогольной интоксикацией (фетальный алкогольный синдром) и пр. Нередко причиной тугоухости у ребенка выступает гемолитическая болезнь, асфиксия плода, внутричерепные родовые травмы, пороки развития органа слуха.

Недоношенность (вес ребенка при рождении менее 1500 кг) является фактором риска развития врожденной тугоухости у детей.

Причины приобретенной тугоухости у детей воздействуют на нормально сформированный орган слуха уже в постнатальном периоде.

Приводить к снижению слуха у ребенка могут серные пробки, инородные тела уха, перфорация барабанной перепонки, аденоиды, хронический ринит, тонзиллит, рецидивирующий средний отит, травмы различных отделов уха и другие заболевания ЛОР-органов.

Кроме этого, тугоухость у детей может являться осложнением общих инфекций (ОРВИ, эпидемического паротита, скарлатины, дифтерии, энцефалита, менингита, сепсиса новорожденных), гидроцефалии, черепно-мозговых травм с вовлечением пирамиды височной кости, лекарственной интоксикации, вакцинации детей. Развитию приобретенной сенсоневральной тугоухости способствует увлечение подростков прослушиванием громкой музыки через наушники плеера.

Главная роль в распознавании тугоухости у детей отводится наблюдательности родителей. Взрослых должно насторожить, если до 4-х месяцев у ребенка отсутствует реакция на громкие звуки; к 4-6 месяцам отсутствуют предречевые вокализации; к 7-9 месяцам ребенок не может определить источник звука; 1-2 годам отсутствует словарный запас.

Дети постарше могут не реагировать на шепотную или разговорную речь, обращенную к ним сзади; не отзываться на свое имя; несколько раз переспрашивать одно и то же, не различать звуки окружающей среды, говорить громче, чем это необходимо, «читать с губ».

Для детей с тугоухостью характерно системное недоразвитие речи: имеется полиморфное нарушение звукопроизношения и резко выраженные трудности слуховой дифференциации фонем; крайняя ограниченность словарного запаса, грубые искажения звуко-слоговой структуры слова, несформированность лексико-грамматического строя речи. Все это обусловливает формирование у слабослышащих школьников различных видов дисграфии и дислексии.

Тугоухость на фоне терапии ототоксическими препаратами у детей обычно проявляется через 2-3 месяца после начала лечения и имеет двусторонний характер. Снижение слуха может достигать 40-60 дБ. Первыми признаками тугоухости у детей чаще выступают вестибулярные нарушения (неустойчивость походки, головокружение), шум в ушах.

На этапе скрининга ведущая роль в диагностике тугоухости у детей отводится неонатологу, педиатру и детскому отоларингологу. Особое внимание в первый год жизни должно уделяться выявлению врожденной и наследственной тугоухости у детей групп риска.

У хорошо слышащих новорожденных в ответ на звуки в норме регистрируются различные безусловные реакции (мигание, расширение зрачков, рефлекс Моро, торможение сосательного рефлекса и пр.). С 3-4 месяцев у ребенка можно определить способность к локализации источника звука.

Для выявления патологии наружного уха и барабанной перепонки проводится отоскопия.

Для исследования слуховой функции у детей младшего возраста с предполагаемой тугоухостью используется игровая аудиометрия, у школьников – речевая и тональная пороговая аудиометрия, камертональное исследование слуха.

К методам объективной аудиологической диагностики относятся акустическая импедансометрия (тимпанометрия), регистрация слуховых вызванных потенциалов, отоакустическая эмиссия. С целью выяснения места поражения слухового анализатора используется электрокохлеография.

Углубленное обследование слуховой функции позволяет судить о степени и характере тугоухости у детей.

При получении данных за наличие у ребенка снижения слуха дальнейшее ведение пациента осуществляется специалистами сурдологами, отоневрологами, слухопротезистами.

Все методы лечения и реабилитации детей с тугоухостью делятся на медикаментозные, физиотерапевтические, функциональные и хирургические. В ряде случаев бывает достаточно проведения несложных процедур (удаления серной пробки или удаления инородного тела уха) для восстановления слуха.

При кондуктивной тугоухости у детей, обусловленной нарушением целостности барабанной перепонки и слуховых косточек, обычно требуется проведение слухулучшающей операции (мирингопластики, тимпанопластики, протезирования слуховых косточек и пр.).

Лекарственная терапия сенсоневральной тугоухости у детей проводится с учетом этиологического фактора и степени тугоухости.

При снижении слуха сосудистого генеза назначаются препараты, улучшающие церебральную гемодинамику и кровоснабжение внутреннего уха (винпоцетин, никотиновую кислоту, папаверин, эуфиллин, бендазол).

При инфекционной природе тугоухости у детей препаратами первой линии являются нетоксичные антибиотики. При острых интоксикациях проводится дезинтоксикационная, дегидратационная и метаболическая терапия, гипербарическая оксигенация.

Из немедикаментозных методов лечения тугоухости у детей используются пневмомассаж барабанной перепонки, иглорефлексотерапия, магнитотерапия, эндоуральный ультрафонофорез и электрофорез.

Во многих случаях единственным способом реабилитации детей с сенсоневральной тугоухостью является слухопротезирование. При наличии соответствующих показаний детям с сеносневральной тугоухостью выполняется кохлеарная имплантация.

Комплексная реабилитация детей, страдающих тугоухостью, включает в себя помощь логопеда, сурдопедагога, дефектолога, детского психолога.

Своевременное выявление тугоухости у детей позволяют избежать задержки речевого развития, отставания в интеллектуальном развитии, развития вторичных психологических наслоений. При раннем начале лечения тугоухости у детей в большинстве случаев удается добиться стабилизации слуха и успешно осуществлять реабилитационные мероприятия.

Профилактика тугоухости у детей включает исключение перинатальных факторов риска, проведение вакцинации, предупреждение заболеваний ЛОР-органов, отказ от приема ототоксических препаратов. Для обеспечения гармоничного развития детей, страдающих тугоухостью, им необходимо комплексное медико-педагогическое сопровождение на всех возрастных этапах.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/hypoacusis

Нарушение слуха у детей: симптомы, причины, лечение, профилактика, осложнения

Причины

Нарушение слуха в детском возрасте встречается нередко, у карапузов после 2 лет им страдает до 20%, и имеются тенденции к росту проблем слуха. У детей проблемы слуха делятся на глухоту, полное отсутствие слуха одним или обоими ушами и тугоухость, понижение слухового восприятия разной выраженности также с одной или обеих сторон.

Диагноз нарушения слуха ставится тем детишкам, кто имеет необратимые двусторонние изменения слуха, которые приводят к нарушению нормального вербального общения и восприятия ее на слух, полная невозможность общения при помощи слуха и речи.

Различается кондуктивное нарушение или сенсо-невральное.

Если имеется кондуктивные проблемы слуха, при них область внутреннего уха ребенка работает нормально, проблемы обычно имеются в наружных или средних отделах уха, обычно имеются временные и исправимые нарушения.

К ним относят отиты, серные пробки в ушах, аномалии устройства наружного уха или более глубоких частей, дефекты в области барабанной перепонки, инородные предметы слухового прохода.   

Сенсо-невральная патология связывается с поражением внутреннего уха, проводящих путей или воспринимающего звуки участка в мозге. При таком типе нарушений обычно изменения необратимы, нет возможности восстановления слуха.

Причины подобных нарушений имеют наследственное происхождение, при котором поражен слуховой анализатор, инфекции во время беременности – цитомегалия, токсоплазмоз, грипп, краснуха, токсикозы беременности в первые 12 недель.

Опасен прием при беременности препаратов, обладающих повреждающим действием на внутреннее ухо плода – антибиотики, хинин, фуросемид, или применяемые у новорожденных детей.

На слух влияет асфиксия или родовые травмы, недоношенность менее 32 недель, вес менее 1500г, перенесенные вирусные инфекции раннего детства в виде менингитов и энцефалитов, тяжелые детские инфекции с осложнениями  на уши,  черепно-мозговые травмы, тяжелые гнойно-воспалительные процессы ушей.

Зачастую врожденные аномалии слуха у детей сочетаются с другими поражениями – зрения, скелета, нервной системы и относятся к порокам развития. при наличии глухоты одного из родителей риски рождения такого же ребенка невысоки, при глухоте обоих родителей могут достигать 50% и более.

Симптомы

При кондуктивной форме нарушения слуха ребенок не способен воспринимать речь шепотом и низкий голос родителей.

При нейросенсорной форме он может не реагировать на любые звуки вообще, при слуховой нейропатии (поражение слуховых нервов), нарушено восприятие речи и звуков, то есть они их слышат, но просто не понимают.

При поражении головного мозга дети слышат звуки, но мозгом они не распознаются, и дети ведут себя как глухие.

В раннем возрасте при нарушении слуха дети не реагируют на речь родителей, не слышат звуков, не вздрагивают от резкого и громкого звука, не поворачиваются в их сторону. Они не могут говорить, их психомоторное развитие может быть замедлено.

Есть также нарушение особого типа – фонематический слух, способность нервной системой воспринять, анализировать звуки и  ответ синтезировать речевые.

Развитие данного слуха происходит по мере роста ребенка, до 5 лет они не могут полноценно управлять слухом и отличать искажение речи от нормы.

При нарушении слуха дети неправильно произносят звуки в родном для них языке, смешивают звуки, перемешивают слоги в словах.

Диагностика нарушения слуха у ребёнка

Диагностика в период новорожденности проводится при помощи специальных приборов, которые определяют степень нарушений слуха. В более старшем возрасте применимы разнообразные методы.

Определение нарушений слуха проводится на основании особых опросников родителей.

Стоит беспокоиться, если после 14 дней ребенок не реагирует на резкие звуки, не обращает внимания на голос родителей после 4 недель жизни, не реагирует на звуки, которые происходят вне поля его видимости.

Ребенок после 4 недель жизни не проявляет эмоций на голос родителей, не издает звуков к возрасту полугода, не капризничает и не вздрагивает на громкие звуки вокруг себя.

Также проводится инструментальная диагностика слуха – аудиологическое исследование с помощью импедансометрии, отоакустической эмиссии, а также проводят компьютерную аудиометрию.

Осложнения

При полном отсутствии слуха невозможно развитие речи, это глубокая инвалидность с ограничениями общения. Нарушения слуха приводят к замедлению психомоторного развития. Такие дети не могут обучаться в обычных садах и школах, они требуют особых занятий и коррекции.

Читайте также:  Набор инструментов для плевральной пункции: как выбрать

Лечение

Важно вовремя заметить отсутствие реакции на звуки и обратиться к врачу. Необходимо обеспечение постоянных занятий по развитию слуха и речи ребенка.  

Что делает врач

Возможно применение специальных слуховых аппаратов для усиления проводимости звуков или их восприятия, при возможности коррекции применяют операции по исправлению тугоухости и глухоты. Медикаментозных препаратов для восстановления слуха нет, если только это не вторичные нарушения на фоне отитов, инфекций.

Профилактика

Основа профилактики – здоровая беременность и исключение всех факторов риска, повреждающих слуховой аппарат ребенка. После рождения это обеспечение адекватной слуховой гигиены ребенка – уход за ушками, профилактика инфекций.

Статьи на тему

Показать всё

Пользователи пишут на эту тему:

Показать всё

Вооружайтесь знаниями и читайте полезную информативную статью о заболевании нарушение слуха у детей. Ведь быть родителями – значит, изучать всё то, что поможет сохранять градус здоровья в семье на отметке «36,6».

Узнайте, что может вызвать недуг , как его своевременно распознать. Найдите информацию о том, каковы признаки, по которым можно определить недомогание. И какие анализы помогут выявить болезнь и поставить верный диагноз.

В статье вы прочтёте всё о методах лечения такого заболевания, как нарушение слуха у детей. Уточните, какой должна быть эффективная первая помощь. Чем лечить: выбрать лекарственные препараты или народные методы?

Также вы узнаете, чем может быть опасно несвоевременное лечение недуга нарушение слуха у детей, и почему так важно избежать последствий. Всё о том, как предупредить нарушение слуха у детей и не допустить осложнений.

А заботливые родители найдут на страницах сервиса полную информацию о симптомах заболевания нарушение слуха у детей. Чем отличаются признаки болезни у детей в 1,2 и 3 года от проявлений недуга у деток в 4, 5, 6 и 7 лет? Как лучше лечить заболевание нарушение слуха у детей?

Берегите здоровье близких и будьте в тонусе!

Источник: https://DetStrana.ru/service/disease/children/narushenie-sluha/

Нейросенсорная тугоухость у детей

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Нейросенсорная тугоухость – это группа заболеваний, при которых частично снижается слух и нарушаются функции звуковосприятия по причине поражения звуковоспринимающих органов: внутреннего уха, слухового нерва или центра в головном мозге, отвечающего за восприятие звука.

Причины возникновения нейросенсорной тугости разнообразны:

  • Врожденная – генетические изменения в организме. Учеными были обнаружены гены, которые влияют на снижение слуха. При выявлении таких генов диагностируется врожденная тугоухость, имеющая наследственный характер. При доминатности таких генов, болезнь можно проследить у нескольких поколений одной семьи. К врожденным факторам, которые влияют на появление тугоухости, относятся: синдром Альпорта, синдром Пендреда, синдром Ледпарода, синдром Клайпеля-Фейла.
  • Пагубное влияние на плод во время беременности – формирование внутреннего уха и слуховых нервов ребенка происходит на 3-4 месяцах беременности женщины. Если в этот период будущая мать переносит инфекционные и другие тяжелые заболевания, такие как краснуха, сифилис, хламидиоз, менингит, ветряная оспа, то ребенок подвержен развитию нейросенсорной тугоухости ещё в утробе матери.
  • Преждевременные роды – повышают риск снижения слуха у ребенка. Хотя к моменту рождения слуховой центр ребенка сформирован, во время гипоксии орган слуха все ещё раним и может повредиться.
  • Наркоз во время беременности или родовая травма – ведут к появлению тугоухости.
  • Соматические болезни матери – это заболевания, которые поражают сосуды – нефрит, сердечно-сосудистая паюлогия, сахарный диабет, тиреотоксикоз и другие.
  • Ведение нездорового образа жизни родителями: наркомания, алкоголизм, курение.
  • Гемолитическая болезнь новорожденных – это несовместимость крови матери и ребенка, в результате чего возникает резус-конфликт, который ведет к тугоухости.
  • Приобретенная – данная форма может появиться в течение жизни. Она имеет постепенное или быстрое (острое) развитие. Чаще всего приобретенная тугоухость развивается в возрасте от 20-36 лет. Приобретенная форма возникает из-за звуковой травмы (воздействие звуков свыше 90 дБ). Ещё одной причиной является механическое повреждение, при котором нарушаются структуры внутреннего уха, слуховой зоны коры головного мозга, а также слухового нерва (повреждение можно получить при травмировании, во время операции на органах слуха). Но чаще всего приобретенная форма развивается по причине воздействия вредных агентов, к которым относятся: медикаменты, имеющие ототоксические свойства, – антибиотики, диуретики и другие.
  • Осложнения после перенесенных различных заболеваний – такие последствия могут спровоцировать следующие заболевания: эпидемический паротит, краснуха, гриппозная инфекция, корь, герпес, скарлатина, сифилис. Первым признаком осложнений являются вестибулярные расстройства.
  • Поражение соседних участков – гнойные воспалительные процессы в близлежащих участках, таких как гнойный лабиринтит и воспаление среднего уха могут переходить на зону внутреннего уха, и привести к слуховым нарушениям.

Нейросенсорная тугоухость имеет три формы, в зависимости от пораженной части:

  • Сенсорная тугоухость – поражены органы внутреннего уха – улитка – это специальные волосковые клетки-рецепторы, которые отвечают за восприятие звука.
  • Нейросенсорная (сенсоневральная) тугоухость – поражены ветви слухового нерва – предверно-улиткового – отвечает за передачу слуховых импульсов от внутреннего уха в головной мозг.
  • Тугоухость центрального генеза – поражены слуховые центры, воспринимающие информацию, поступающую из внутреннего уха.

По уровню тяжести перенесения заболевания выделяют следующие степени тугоухости:

  • Легкая (I степень) – слышимость до 40 дБ, больной может слышать и различать речь на расстоянии 4-6 метров.
  • Средняя (II степень) – слышимость от 41-55 дБ, больной слышит и понимает речь на расстоянии 1-4 метров.
  • Тяжелая (III степень) – слышимость до 70 дБ, больной слышит речь на расстоянии до 1 метра и менее.

Нейросенсорная тугоухость имеет острое (возникает в течении нескольких дней или часов, нарушения обратимы), подострое (возникает в течение 1-3 мес.) и хроническое течение (возникает более чем через 3 мес.).

Ведущий симптом нейросенсорной тугоухости – снижение уровня слуха, которое бывает односторонним и двусторонним. При данном заболевании у детей появляется шум и заложенность в ушах. В некоторых случаях болезнь сопровождается тошнотой и рвотой, головокружением, чувством неустойчивости (во время ходьбы).

Дети, перенесшие инфекционные заболевания попадают в группу риска по вероятности появления тугоухости, поэтому в период, когда они больны, родителям необходимо обращаться к отоларингологу, чтобы провериться и предотвратить появление нейросенсорной тугоухости.

Родителям стоит обратиться к врачу, когда ребенок жалуется на дискомфорт в ушах, обратить внимание на то, как он реагирует на громкие звуки, слышит ли он раздражающий шум. Обычно дети на громкие звуки реагируют поворотом головы, эмоционально. Если у родителей возникает подозрение, что их ребенок нестандартно реагирует на резкие звуки, то стоит срочно обратиться к доктору.

У детей старшего возраста тугоухость проявляется плохой речью, её длительным формированием или, когда ребенок вместо речи применяет жесты, звуки, но не слова, в общении.

Когда ребенок регулярно переспрашивает, это также является признаком тугоухости и поводом для проверки у специалиста.

Диагностирование нейросенсорной тугоухости не вызывает сложностей, однако у детей имеет свои особенности, связанные с возрастом, поэтому и применяют различные методы:

  • Дифферинциальная диагностика – заболевание отличают от глухоты, кондуктивной тугоухости, а также других заболеваний. При нейросенсорной тугоухости поражению подвержены звуковоспринимающие органы, а при кондуктивной – звукопередающие – слуховые косточки, барабанная перепонка, наружное ухо.
  • Проводят анализ собранного анамнеза и симптоматики больного, исследуют заболевание у других членов семьи.
  • Тест Вебера – определяет снижение слуха является односторонним или двусторонним.
  • Камертональная проба – инструментальное исследование, которое определяет проводимость слуха.
  • Аудиометрия – определяет слуховую чувствительность к звуковым волнам различной частоты и степень снижения слухового порога.
  • Импедансометрия – методика, которая позволяет определить место локализации и причины снижения слуха.

Так как нейросенсорная тугоухость имеет постепенное и быстрое начало, то важно при проявлении первых симптомов обратиться к врачу, чтобы начать быструю терапию.

Лечение проводиться в условиях отоларингологического отделения больницы. Нейросенсорная тугоухость подострого и хронического течения медикаментозной терапии поддается плохо.

Но в других формах в медикаментозной терапии применяют препараты, которые улучшают микроциркуляцию как в зоне органов внутреннего уха, так и головного мозга (ноотропная группа средств: пирацетам, винпоцитин, церебролизин, средства реологического действия: пентоксифиллин). Курс лечения данными препаратами от 10-14 дней.

Лекарства вводятся внутривенно в виде капельниц или внутримышечно. Некоторые препараты вводятся интратимпанально – напрямую в зону внутреннего уха, для этого используется шунт в барабанной перепонке.

В случае, когда нейросенсорная тугоухость сопровождается симптомами головокружение и неустойчивость, то в медикаментозную терапию вводят препараты, которые воздействуют на ту зону уха, что отвечает за положение тела в пространстве. К таким препаратам относятся: бетагистин, бетасерк и другие.

  • Чтобы снизить воспаление в пораженной зоне внутреннего уха применяют горманальные средства, снимающие отечность в зоне внутреннего уха.
  • Дополнительно к вышеуказанным препаратам назначают средства, улучшающие сопротивляемость организма заболеваниям (тиамин, пиридоксин, витамин Е, магний и другие микроэлементы).
  • В лечении наряду с медикаментозной терапией сочетают и другие методы: физиотерапия (улучшает микроциркуляцию в зоне внутреннего уха, усиливает приток лекарственных средств и микроэлементов к пораженному участку, чем ускоряет восстановление вестибулярной и слуховой функций), микротоковая рефлексотерапия (эффективна при коррекции врожденной тугоухости),
  • В тяжелых и хронических формах нейросенсорной тугоухости, в случаях, когда консервативное лечение оказалось неэффективным, больному назначается использование слухового аппарата.

Но есть и альтернативный способ лечения слуховому аппарату – это кохлеарное имплантирование. Такой имплантат передает звуковые импульсы, которые стимулируют непосредственно слуховой нерв.

Лечение острой формы нейросенсорной тугоухости имеет благоприятные результаты, в 70-90% случаев докторам удается почти полное или полное восстановления слуха.

При лечении подострой и хронической нейросенсорной тугоухости происходит частичное восстановление слуха, в некоторых случаях используется коррекция слуха при помощи слуховых аппаратов или операция по установке кохлеарного имплантата.

Профилактическими мерами считается бережное отношение женщины к своему организму и ребенку во время беременности. Поэтому женщинам необходимо до наступления беременности делать прививки от краснухи и других заболеваний, избегать контактов с людьми, больными инфекционными заболеваниями.

Беременным женщинам и парам, уже ставшими родителями, во время лечения себя или детей необходимо скрупулезно изучать инструкции препаратов, которые в своем перечне побочных эффектов имеют риск снижения слуха. В таком случае целесообразно дополнительно проконсультироваться с лечащим доктором о возможности замены препарата на другой, не имеющий ототоксических свойств.

Очень важно как беременной женщине, так и ребенку своевременно начинать лечение, а не переносить его на ногах, что ведет к осложнениям по снижению уровня слуха. Бережное отношение к здоровью снижает возможность появления и развития тугоухости. После эффективного лечения нейросенсорной тугоухости очень важно снизить риск развития рецидива заболевания.

Стоит отметить, что даже после выздоровления нейросенсорной тугоухости, но при возникновении стрессов, истощении организма, перенесении инфекционных болезней, заболевании может вернуться вновь.

Для снижения такой вероятность доктор на восстановительный периодназначает препараты, которые предотвращают снижение слуха в долгосрочной перспективе. Такие препараты улучшают микроциркуляцию.

  1. Отоларинголог
  2. Педиатр
  3. ЛОР

Вас что-то беспокоит? Вы хотите узнать более детальную информацию о Нейросенсорной тугоухости у детей, ее причинах, симптомах, методах лечения и профилактики, ходе течения болезни и соблюдении диеты после нее? Или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь и поставят диагноз. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.

Как обратиться в клинику: Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.

Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу. Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.

У Вас ? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными. Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно.

Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, характерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни. Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом.

Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача, чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.

Читайте также:  Гомеопатия от насморка и заложенности носа: список препаратов

Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации, возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы по уходу за собой.

Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию в разделе Вся медицина.

Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Eurolab, чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений информации на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.

Если Вас интересуют еще какие-нибудь виды болезней и группы заболеваний человека или у Вас есть какие-либо другие вопросы и предложения – напишите нам, мы обязательно постараемся Вам помочь.

Источник: http://www.eurolab-portal.ru/diseases/2549/

Если диагностировали нарушение слуха

Введение

Нарушения слуха – это снижение способности воспринимать звуки. Оно бывает полным (глухота) или частичным (тугоухость), односторонним или двухсторонним в случае тугоухости. Недуг поражает и взрослых, и детей.

Некоторые случаи возникновения глухоты или тугоухости необратимы, некоторые излечиваются без последствий. Какие именно, будет рассказано в этой статье.

Органы

Органы слуха у человека и большинства животных – парные, и предназначены для восприятия звуковых сигналов и ориентировки в окружающей среде.

Первоначально звук поступает на звуковой анализатор, состоящий из фонорецепторов.

Информацию в виде сигналов проводит слуховой нерв. И только в корковом отделе слухового анализатора, находящегося в височной доле коры больших полушарий, находится область приёма и переработки сигналов.

Ухо человека состоит из следующих отделов:

  1. Наружное ухо: ушная раковина, наружный слуховой проход и барабанная перепонка. Через наружный слуховой проход на барабанную перепонку подаются звуковые колебания.
  2. Среднее ухо, расположенное в височной кости, включает в себя три слуховых косточки (молоточка), наковальню и стремечко. Слуховые косточки под воздействием звукового сигнала направляют колебания звука ко внутреннему уху.
  3. Внутреннее ухо – перепончатый лабиринт в височной кости, подразделяющийся на преддверие, три полукружных канала и улитку, в которой располагается кортиев орган, воспринимающий звуки.
  4. Кортиев орган – это несколько рядов волосковых рецепторов, связанных с чувствительными нейронами, что в целом и образует слуховой нерв.

Причины и классификация нарушения

Потеря или снижение слуха – это проблема не только пожилых людей. В трудоспособном возрасте нарушения слуха возникают по множеству причин. Чаще всего это:

  • шум;
  • возрастные изменения;
  • травмы головы;
  • поражение мозговых центров, отвечающих за распознавание звуков;
  • воспаления наружного и среднего уха;
  • осложнения при ЛОР-заболеваниях;
  • серные пробки в ушах;
  • непролеченные инфекционные заболевания;
  • хронический насморк;
  • наличие недиагностированных опухолевых процессов в области мозга;
  • атеросклероз;
  • сахарный диабет;
  • гипертония и проблемы с сердечно-сосудистой системой.

Шум, который окружает человека, особенно в больших городах, постепенно лишает его возможности слышать высокочастотные звуки, женские и детские голоса. Привычка слушать музыку в наушниках на полной громкости тоже сказывается негативно на работе органов слуха.

Возможности слышать окружающих также начинают уменьшаться с 30-40 лет. Это, к сожалению, естественный процесс, в медицине он называется пресбиакузис.

  • К 80 годам большинство людей страдает от серьёзной потери слуха.
  • Помимо ограничения возможностей воспринимать звуковые сигналы, жизнь такого человека отягощается и социально-психологическими проблемами, вызванными этим недугом.
  • Человеку с нарушениями слуха приходится постоянно переспрашивать собеседника, это вызывает неловкость, досаду и неуверенность в себе и в итоге приводит к избеганию общения, к изоляции и одиночеству, депрессии, алкоголизму.

Симптомы

Признаки снижения слуха могут появиться резко и неожиданно или нарастать постепенно. Необходимо обратиться к врачу, заметив у себя следующие симптомы:

  • чтобы понять собеседника, приходится дважды или трижды переспрашивать его;
  • в обществе нескольких человек становится сложно контролировать беседу;
  • возникает ощущение, что люди специально разговаривают тише;
  • близкие замечают, что вы увеличиваете громкость телевизора;
  • появился шум в ушах.

У детей и подростков

  1. У детей снижение слуха чаще является следствием повреждения или недоразвития слуховых органов или головного мозга, а также результатом травм (включая родовые), болезни матери во время беременности или осложнений при ЛОР-заболеваниях.
  2. Также нарушения слуха у ребёнка могут развиться в результате приёма беременной матерью ототоксичных препаратов: Гентамицина, Аспирина, Левомицетина.
  3. Выделяют следующие нарушения:
  • тугоухость;
  • глухоту;
  • разрушение фонематического слуха.

У них похожие симптомы, но совершенно разные механизмы поражения, способы диагностики и, соответственно, лечение.

Нарушение слуха в детском возрасте имеет очень тяжёлые социальные последствия. Оно влияет на психическое развитие ребёнка, приводит к замедлению развития речи, сложностям в адаптации ребёнка в обществе сверстников.

Поэтому с момента установления факта снижения слуха ребёнку необходимо посещать специальные тренинги для развития речи. В случае врождённой потери слуха ребёнок должен получать помощь с шестимесячного возраста.

Мкб 10

Термин Мкб 10 расшифровывается как международная классификация болезней 10-го пересмотра. Эта система отражает общепринятую классификацию для кодирования медицинских диагнозов и включает в себя 21 раздел, каждый из которых состоит из рубрик с кодами заболеваний. Нарушения слуха рассматриваются в восьмой главе и маркируются Н-60 – Н-95.

Профилактика и лечение

Лечение детской тугоухости и глухоты возложено на таких специалистов:

  • сурдолог;
  • отоларинголог;
  • детский психолог;
  • дефектолог;
  • логопед.

Меры по предотвращению снижения слуха должны приниматься с раннего детства родителями ребёнка. Любое, казалось бы, незначительное пренебрежение правилами может вызвать серьёзные последствия. Важно:

  1. Не допускать попадания в уши ребёнка воды при купании. Это может вызвать отит и повреждение барабанной перепонки. Желательно использовать для защиты слухового прохода беруши или ватные турунды с вазелином.
  2. Ни при каких условиях не хватать ребёнка за уши и не бить по ушам.
  3. Приучить малыша к аккуратной гигиене ушей.
  4. Не допускать сильного шумового воздействия, которое может спровоцировать кровоизлияние в ухо и разрыв барабанной перепонки.
  5. Проводить профилактику и своевременное лечение простудных заболеваний. Вовремя обращаться к ЛОРу и проходить назначенный курс лечения до конца. Если у ребёнка увеличены аденоиды, их лучше удалить.
  6. Делать профилактические прививки от свинки, кори, краснухи: эти заболевания особенно опасны для ушей.
  7. Во взрослом возрасте рекомендуется хотя бы раз в год делать проверку слуха и не относиться беспечно к назначениям врача.

Источник: https://dr-lor.com/uho/simptomy/esli-diagnostirovali-narushenie-sluha.html

Дети с различными нарушениями слуха

Дети с нарушением слуха являются особой группой социума, поскольку у них нет возможности полноценного общения с окружающей средой.

Ведь слух является средством восприятия мира, который наполняют разные звуки: смех и голоса людей, шорох листвы и пение птиц.

Полная или частичная потеря слуха у ребенка – единственный физический дефект, который приводит к снижению интеллекта и задержке умственного развития маленького человека.

Согласно статистике, 15 из 1000 новорожденных имеют проблемы со слухом. Сейчас в мире более 500 миллионов людей, которые страдают частичной или полной потерей слуха. Глухота порождает расстройства речи. Слабослышащие дети плохо воспринимают как собственные слова, так и разговоры других людей. Из-за этого им сложно научиться говорить.

Причины глухоты у детей

Нарушение слуха у детей – это полное (глухота) или частичное (тугоухость) снижение способности обнаруживать и понимать звуки. Причин такого явления несколько:

  1. Наследственность (врожденное нарушение, которое передается детям от их глухих родственников).
  2. Отклонения, связанные с беременностью и родами (инфекционное заболевание будущей мамы, родовые травмы, прием беременной женщиной запрещенных медицинских препаратов, появление на свет недоношенного ребенка).
  3. Детские инфекционные заболевания (менингит, скарлатина, энцефалит, осложнение гриппа, паротит, свинка).
  4. Черепно-мозговые травмы в раннем возрасте.
  5. Хроническое воспаление уха.
  6. Неправильное медикаментозное лечение.

Как определить нарушение у ребенка

Родители могут самостоятельно с помощью несложных приемов проверить слух ребенка на первом году его жизни. Для этого нужно повнимательнее присмотреться к младенцу и выяснить, выполняет ли он следующие действия:

  1. Малыш реагирует криком или широко открытыми глазами на громкие звуки.
  2. Ребенок обращает внимание на голос мамы.
  3. В возрасте 4 месяцев поворачивает голову на голоса людей и звуки, издаваемые игрушками.
  4. В возрасте 1,5-4 месяцев начинает произносить разные звуки, которые в следующие месяцы жизни переходят в более или менее понятную речь.

Кроме того, диагностировать слуховые нарушения у младенца с первых месяцев жизни помогут специалисты. В некоторых странах Европы для этого используют универсальный скрининг – современную технологию, которая помогает безболезненно проверить слух у новорожденного путем исследования работы улитки внутреннего уха. Кроме того, всегда можно обратиться за помощью к детскому врачу.

Классификация детей с нарушением слуха

Р.М. Боскис выделяет две группы ребят с нарушениями слуха: глухие и слабослышащие. К первой группе относят детей, которые не могут естественно воспринимать речь и самостоятельно ей овладеть.

Глухих малышей и подростков делят еще на два типа: рано оглохших и поздно оглохших.

К первому виду относят тех, кто потерял слух в раннем возрасте, до того, как начал говорить. В большинстве случаев такие дети воспринимают только очень громкие и резкие звуки.

Поздно оглохшими являются те, кто потерял слух вследствие травмы или болезни уже после того, как немного овладел речью. В таком случае родители могут сохранить речевые навыки своего ребенка, занимаясь с ним закреплением выученных слов и обучая чтению по губам.

Слабослышащие (или тугоухие) – это ребята с частичной потерей возможности слышать. У них наблюдают затрудненное речевое развитие, но в то же время самостоятельное освоение речевого запаса слов.

Б.С. Преображенский исследовал детей с проблемами слуха и выделил 4 группы слабослышащих:

  1. Легкая тугоухость (ребенок различает разговорную речь на расстоянии 6-8 м).
  2. Умеренная степень тугоухости (может хорошо слышать на расстоянии 4-6 м).
  3. Значительная степень тугоухости (воспринимает слова и целые предложения на расстоянии 2-4 м).
  4. Тяжелая степень тугоухости (разговорная речь улавливается на расстоянии до 2 м).

Французский врач Института глухонемых в Париже Итар сделал такую классификацию слабослышащих:

  1. Малыши, которые слышат громкую речь возле самого уха.
  2. Ребята, различающие гласные и согласные буквы.
  3. Дети, которые воспринимают только некоторые гласные и согласные.
  4. Не различающие слов, но слышащие разные звуки (звонок в двери, гром и т.д.).
  5. Полностью глухие.

Западные ученые различают 3 степени тугоухости – легкую, среднюю и тяжелую – и 3 группы глухоты: полную, почти полную, частичную.

Речь слабослышащих детей

Обучение речи ребенка сильно зависит от степени снижения слуха. Чем меньше малыш слышит, тем хуже он говорит. В особо тяжелых случаях, когда ребенок почти ничего не слышит, он может быть глухонемым. Неслышащие дети нуждаются в специальном обучении сурдопедагога.

  • Врачи утверждают, что дети, которые потеряли слух в возрасте до 2 лет, когда речь еще была несформированной, без ранней помощи не могут общаться с людьми всю оставшуюся жизнь.
  • Если же малыш перестал слышать в 3-3,5 года, его речь еще можно сохранить с помощью специального обучения.
  • В 4-5 лет слабослышащий ребенок также забывает все выученные слова и фразы, если с ним сразу же не начнет заниматься специалист.
  • Потеря слуха в 6-7 лет может сильно испортить речь маленького человека без немедленной помощи специалиста.

Для того чтобы ребенок не смог нормально овладеть своей речью, достаточно даже частичной глухоты. Частичная потеря слуха в возрасте до 3 лет способствует значительной задержке и недоразвитию речи, а после 3 лет может полностью сохраниться благодаря обучению специалиста.

Поздно оглохшие дети отличаются от тех, кто потерял слух в раннем возрасте. Такие ребята уже владеют речью и поступают в специальные школы, где их учат читать по губам.

Речевое развитие маленького ребенка полностью зависит от взрослых. При своевременном обнаружении потери слуха у малыша и специальной помощи слух можно сохранить.

Лечение детей с плохим слухом

Современная медицина может упростить жизнь детям с такими проблемами. Не потерять речевых навыков с ухудшением слуха дошкольникам поможет слуховой аппарат. Хороший специалист сможет подобрать ребенку правильное устройство, которое будет усиливать звуки и поспособствует эффективному речевому развитию ребенка. Есть несколько видов слуховых аппаратов:

  • заушные, которые располагаются за ухом;
  • внутриушные, находящиеся в ушном проходе;
  • внутриканальные, которые позволяют аппарату проникнуть глубоко в ухо;
  • Open-Fit (“открытое ухо”) – современные слуховые аппараты, почти незаметные невооруженным глазом.

Кроме слуховых аппаратов есть много медикаментозных и хирургических способов лечения глухоты, которые каждому маленькому пациенту индивидуально подбирает врач. Ведь сильная потеря слуха может отобразиться на эмоциональном и психическом состоянии ребенка. Если он чувствует себя не таким, как все, проявляет постоянную раздраженность и агрессию, его следует показать психологу.

В наше время детская глухота не является приговором. Дети с нарушениями слуха могут стать полноценными членами общества, если ими займутся родители и специалисты. Глухие или слабослышащие малыши будут чувствовать себя счастливыми в позитивной эмоциональной среде и стабильной семейной атмосфере. Их будущее в руках любящих людей.

Источник: https://otitanet.ru/statji/deti-s-narusheniem-sluxa.html

Дети с нарушением слуха и их развитие: характеристики и воспитание слабослышащих детей

Дети с нарушением слуха всегда развиваются по особому пути, ведь один из способов восприятия мира у них искажен или изолирован вовсе. Чтобы восполнить недостающую информацию, которую в норме ребенок получал бы из звуков, организм переключается на компенсаторный режим. Есть ряд особенностей воспитания, которые просто необходимо знать родителям, няням и воспитателям детей с нарушением слуха.

Читайте также:  Кашель при сердечной недостаточности: симптомы, лечение

Причины нарушения слуха у детей подразделяются на 3 большие группы:

  1. Наследственные, когда изначально изменена сама структура некоторых отделов уха, при этом имеется сочетание с дефектами развития других органов.
  2. Внутренние и внешние вредные факторы, которые вызвали нарушение развития органа слуха у плода без наследственной отягощенности. Это, например, тяжелые инфекции – токсоплазмоз, грипп, герпес, корь, скарлатина и туберкулез. В эту же группу относят травмы матери на раннем сроке гестации, прием антибиотиков, алкоголь, резус-конфликт.
  3. Заболевания, перенесенные в раннем возрасте здоровым при рождении ребенком – острый средний отит, корь, инфекционный паротит, грипп, аденоидные разрастания. Сюда же включают травмы – в результате ДТП и/или падения с высоты. Вред может нанести прием высоких доз антибиотиков – аминогликозидов, которые проявляют выраженное ототоксическое действие.

В некоторых случаях установить конкретную причину не удается, поскольку действуют несколько негативных факторов одновременно.

Меры по профилактике нарушений слуха у детей – правильное ведение беременности, избегание всевозможных вредных воздействий, здоровый образ жизни и тщательное выполнение советов педиатра по уходу за младенцем.

Первичное обследование проводится сразу же после рождения малыша. У детей до 2-летнего возраста в ответ на речь или звуки срабатывают безусловные реакции.

В норме это приводит к тому, что голова поворачивается в сторону источника звука, малыш смеется и улыбается, начинает моргать глазами или зажмуриваться. Если родители этого не заметили, то показано посещение врача-сурдолога.

Специалист окончательно определяет, есть ли отклонение и какова его природа.

Детям старше 2 лет, которые уже умеют разговаривать, называют слова из списка Неймана высокой и низкой частоты. Важно, что произносят их шепотом, средним и громким голосом, оценивая реакцию ребенка.

Диагностика детей с нарушениями слуха преследует 3 основные задачи:

  • оценить общий уровень развития ребенка;
  • определить остроту слуха;
  • проанализировать речевые навыки.

Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушением слуха начинается с установления доверительного контакта между педагогом-психологом и ребенком. После беседы с родителями и маленьким пациентом специалист оценивает следующие параметры:

  • наличие признаков основного заболевания;
  • соответствие биологического возраста ребенка его уровню физического развития;
  • развитие мелкой и крупной моторики;
  • согласованность и темп движений рук;
  • определение доминирующей руки;
  • оценка познавательной деятельности (мышление, воображение, концентрация внимания, память на ближайшие и отдаленные события).

Методики диагностики детей с нарушениями слуха включают в себя:

  • счет в прямом и обратном направлении;
  • запоминание простых слов и возможность их повторить;
  • называние предметов, изображенных на картинках;
  • ответы на стандартные вопросы и т.д.

Чтобы педагогам удавалось добиваться оптимальных результатов обучения, на практике применяется классификация детей с нарушением слуха Рахили Марковны Боскис, учитывающая психологические особенности и педагогический подход. Выделяют следующие категории детей с нарушением слуха:

  1. Глухие дети и оглохшие рано – с врожденной тугоухостью или потерявшие слух до овладения речью. Без адекватного слухопротезирования не могут ни воспринять речь, ни научиться говорить. Можно научить читать слова по губам.
  2. Глухие, сохранившие речь – успели овладеть речью в раннем возрасте, слух потеряли позже. У них есть навыки речевого общения, но им необходимо длительное обучение с педагогами, чтобы речь не распалась. Важно развить слухозрительное восприятие речи.
  3. Тугоухие или слабослышащие – могут самостоятельно овладеть простейшими речевыми навыками, но сложности в словесном общении требуют серьезной коррекционной работы.

Тщательное обследование ребенка позволит правильно оценить задачи умственного развития детей с нарушением слуха и следовать им, не тратя драгоценное время на то, что не принесет результата.

Дети с нарушениями слуха имеют отличительные черты развития. Для познавания внешнего мира в наибольшей степени задействован зрительный анализатор, особенно у неслышащих с рождения малышей.

Однако зрительное восприятие имеет свои особенности. Ребенок воспринимает предметы на основе частных деталей и элементов, общие характеристики уходят на второй план.

Поэтому перевернутая картина или машинка другого цвета вызывают уже некоторые трудности в узнавании.

В дошкольном возрасте доминирующее развитие органа зрения приводит к тому, что речь окружающих ребенок «понимает» по губам. Однако, чтобы этот навык сформировался, с дошкольником и школьником следует регулярно заниматься.

У детей с расстройствами слуха обострена кожная чувствительность. Они улавливают даже минимальную разницу в тактильных ощущениях. Это компенсаторная гипертрофия при недоразвитии одного из органов чувств, необходимая для познания внешнего мира.

Особенности детей с нарушениями слуха различны в том или ином возрасте. В каждом отдельном случае выстраивается стратегия воспитания и обучения малыша в зависимости от того:

  • насколько сильно снижен слух;
  • есть ли дефекты речи;
  • проводилось ли лечение;
  • уровня психического развития ребенка.

До года у малышей зачастую отсутствуют какие-либо симптомы, поскольку они ведут себя так же, как другие дети – кричат, плачут.

Однако особенности развития слабослышащих детей даже в этом возрасте присутствуют – агуканье и лепет начинается значительно позже, а плач ребенка безэмоционален и никак не меняется.

На этом этапе очень важно поддержать потребность малыша в общении с мамой – ему необходимо знать, что она будет рядом, когда понадобится. Это, как и дальнейшее воспитание, влияет на нормальное психическое развитие детей с нарушением слуха.

Эмоциональный спектр у детей с расстройством слуха меньше – у них ярко выражены раздражительность и гнев. Но такие нюансы при верном поведении и воспитании корректируются.

И тут важно общение – определяющий фактор развития личности детей с нарушением слуха.

И если в младенчестве ребенку нужно общение с мамой и с членами семьи, то в дошкольном и школьном возрасте важны контакты с другими детьми и взрослыми, с окружающим миром, то есть социальная адаптация.

Общая характеристика детей с нарушением слуха дошкольного возраста – высокая подвижность. Такой активностью они реализуют свой исследовательский потенциал и лучше понимают мир вокруг.

В частности, поэтому ограничивать их в самостоятельности нельзя, опекая и не предоставляя им никакой свободы действий. Такими действиями можно просто ограничить познавательное развитие детей с нарушением слуха.

Возможность самостоятельного принятия решений и обучение заботе о себе напрямую стимулирует развитие интеллектуальных способностей ребенка, ответственность и волю.

Физическое развитие детей с нарушением слуха отличается от нормально слышащих. Это объясняется неполноценным функционированием вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе.

Вследствие этого нарушаются статические и двигательные функции, особенно у детей, плохо или совсем не слышащих с рождения. Такие малыши поздно начинают удерживать головку в вертикальном положении, долго не ходят.

Возникают трудности с беганием, прыганием, лазанием.

Впоследствии навыки статики и ходьбы все же приобретаются. Однако они не совсем координированы, замедленны, ребенок боится высоты, хуже ориентируется в пространстве. Дети до 3 лет, которые плохо слышат, не могут сохранить статическое равновесие, шатаются, если стоят на одной ножке.

Исследователи выделяют еще ряд особенностей физического развития у малышей с нарушениями слуха:

  • шаркающая походка;
  • шаткость при ходьбе;
  • чрезмерная шумность при выполнении заданий и порученной работы;
  • рост и вес ниже среднестатистических;
  • слабость мышц и быстрая утомляемость;
  • мышечная гипотония;
  • повышенная потливость и другие вегетативные проявления.

Речь ребенка с нарушениями слуха формируется через сохраненные анализаторы. В первую очередь, это зрительный, затем кожный и двигательный.

У детей, у которых хоть в минимальной степени сохранен слух, можно сформировать речевые навыки. Они, как правило, имеют несколько искаженную форму – нарушается произношение и грамматическое построение предложения. Ребенку тяжело воспринимать речь окружающих и написанный кем-то текст.

Словарный запас детей с нарушениями слуха ограничен, причем как пассивная (восприятие речи), так и активная (использование речи) составляющая.

Лучше всего понимаются те слова, которыми ребенок пользуется в жизни.

Такие дети редко употребляют абстрактные слова (например, счастье, радость, скука), синонимы и слова, указывающие на части целого (например, шнурок от ботинка, пуговицы и рукава от рубашки).

Подобное развитие речи объясняется особенностями слухового восприятия:

  • ограниченный запас слов;
  • недостаточный речевой опыт;
  • способность расслышать только среднюю часть слова (начальные и конечные звуки воспринимаются с трудом).

Помощь психолога родителям детей с нарушением слуха просто необходима, особенно если они испытают шок от новости о глухоте или тугоухости. Самому ребенку, помимо поддержки родителей, также важна психологическая помощь, особенно если потеря слуха произошла уже в сознательном возрасте. Это позволит ему понять свою уникальность и особенности.

Воспитание глухих и слабослышащих детей проводится на протяжении всего дня. В детском саду и школе работа не прекращается ни на минуту – занятия проводятся в основном в игровой форме. С ребенком в домашних условиях должны общаться все члены семьи.

В зависимости от возраста, уровня развития речевых и познавательных навыков, применяются следующие методы воспитания детей с нарушением слуха:

  • наглядные – наблюдение за происходящим, рассматривание картинок, фильмов, книг, подражание образцу и т.д.;
  • словесные – рассказы, объяснения воспитателя/учителя, чтение беседа, выполнение просьб, детальные инструкции;
  • практические – игры, простейшие опыты, моделирование ситуации;
  • игровые – широко используются среди детей дошкольного возраста.

Важное значение имеет причина проблем со слухом у ребенка – наследственный это недуг, врожденный или приобретенный. Если в первом случае глухота может генетически передаваться от родителей, то врожденная тугоухость может возникнуть ввиду дефекта внутриутробного развития, родовой травмы, болезни. Приобретенные патологии развиваются на фоне болезней и травм.

Нарушение слуха может быть разной степени: от легкой до полной глухоты. Тугоухость зачастую поддается лечению – хирургическому и медикаментозной терапии, корректировке с помощью слухового аппарата или слухового импланта. Очень важно вовремя обратиться к врачу, так как от этого часто зависит развитие ребенка.

Например, чем раньше появились нарушения слуха, тем тяжелее проблемы с речью, а значит и с психологическим развитием. К тому же своевременная терапия в некоторых случаях помогает сохранить допустимый уровень слуха и научиться говорить.

Маленькими пациентами с расстройствами слуха разной этимологии и тяжести занимается врач-сурдолог.

Нарушения слуха могут сопровождаться другими патологиями – слепотой, потерей речи, а также снижением активности и отсталостью в умственном развитии. Но во всех случаях дети с тугоухостью и глухотой поддаются обучению и развитию. Также нарушение слуха и умственная отсталость далеко не всегда сопровождают друг друга.

Родителям важно понимать, что несмотря на то, что они не могут получать информацию по одному из привычных нам каналов, дети с дефектами слуха могут быть успешны в учебе и далее в работе и карьере, занимаются спортом и творчеством, в том числе и музыкой.

Сегодня не существует серьезных ограничений для дееспособности детей с нарушением слуха.

Особенности общения и воспитания помогают реализоваться таким детям в полноценных личностей, ведь умственное и познавательное развитие детей с нарушением слуха отличается лишь методами передачи информации.

Слух – лишь один из органов чувств. И если у ребенка сохранилось зрение, возможность двигаться, вкусовые ощущения и обоняние, это дает ему возможность успешно развиваться как психологически, так и интеллектуально.

Для полноценного развития детей с нарушениями слуха важна коррекционная работа. Она позволяет обучать ребенка устной речи благодаря интенсивному вовлечению в процесс слухового анализатора. Именно на этом принципе основан профессиональный подход сурдопедагога.

Коррекционная работа с детьми с нарушением слуха включает в себя несколько важных звеньев:

  1. Создание необходимой среды. Ребенок должен слышать речь (как можно больше). С ним много разговаривают, в помещении установлена звукоусиливающая аппаратура. Устная речь в общении должна стать доминирующей. Детей постоянно мотивируют для освоения речевых навыков.
  2. Комплексная слухоречевая диагностика. Важно выявить уровень развития слуха и речи, а также оценить сохраненные возможности, чтобы в будущем их развить в полном объеме. Проводится проверка произношения и понимания речи собеседника. Назначается адекватное слухопротезирование.
  3. Дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем функционирования органа слуха. Постоянный контроль над полученными результатами и перевод ребенка на следующую ступень обучения по мере развития речевых навыков, слухозрительного восприятия и т.д.
  4. Правильное планирование и постановка коррекционных задач для детей с нарушениями слуха с учетом этапов формирования слуховых представлений. Вначале это восприятие на слух, затем речевое различение, опознавание речи и распознавание на слух.

Правильно составленные и проводимые психолого-педагогические программы с детьми с нарушениями слуха – это залог наиболее полной социальной реабилитации ребенка, а значит, успешности его взрослой жизни.

Источник: https://www.youhear.ru/deti-s-narusheniem-sluha-2/

Ссылка на основную публикацию