Сестринский процесс при пневмонии и потенциальные проблемы пациентов

Пневмония – опасное инфекционное заболевание, которое поражает легкие. Эта болезнь опасна своим непредсказуемым течением, при пневмонии высока смертность.

Вот почему так важно выполнять все требования врача, соблюдать все назначения и вовремя принимать лекарства. Если лечащий врач назначает лечение, то медицинская сестра осуществляет контроль за его выполнением.

Таким образом, сестринский процесс при пневмонии направлен на уход за больным, контроль его самочувствия.

Общая информация

Пневмония особенно опасна для пожилых людей. Их и без того ослабленный организм подвергается мощной атаке бактерий, что приводит к высокому риску осложнений и летального исхода. Сестринский уход при пневмонии позволяет вовремя заметить изменения в состоянии пациента и предпринять необходимые действия.

Услуга сестринского процесса сегодня предоставляется во многих лечебных заведениях. Ее можно заказать как в частных клиниках, так и во многих государственных больницах. Всемирная организация здравоохранения приводит цифры, которые доказывают необходимость сестринского ухода. По статистике, если за пациентом постоянно наблюдает медсестра, риск осложнений снижается на 75%.

Сестринский процесс при пневмонии и потенциальные проблемы пациентов

Медицинская сестра контролирует:

  • График приема лекарственных средств
  • График физиотерапевтических процедур
  • Рацион и режим питания пациента
  • Физическую активность больного

Если пациенту станет плохо, она сможет принять соответствующие меры или просто вовремя сообщить об ухудшении состояния лечащему врачу. Конечно, в организации сестринского процесса нуждается далеко не каждый пациент.

Кому это необходимо?

Воспаление легких считается опасной болезнью, лечить которую следует в условиях стационара. Однако. Есть случаи, когда врач разрешает амбулаторное лечение. Нанять медсестру, которая будет осуществлять уход за больными пневмонией, можно и в том и в другом случае. Вопрос в целесообразности этого мероприятия.

Постоянное наблюдение медицинской сестры при пневмонии требуется при следующих приоритетных проблемах:

Сестринский процесс при пневмонии и потенциальные проблемы пациентов

  • Возраст до трех лет. Особенно опасна пневмония для грудничков, так как их иммунитет еще не установился, а все органы и ткани имеют крошечный объем. Даже небольшое поражение легких может быстро разрастись до серьезной проблемы.
  • Пожилой возраст. Старые люди зачастую не могут самостоятельно обеспечить себе должный уход. Их нужно контролировать не меньше, чем детей. Кроме того, в пожилом возрасте обычно есть множество других хронических заболеваний, которые осложняют процесс лечения. Медицинская сестра в силах обеспечить должный уход пациенту.
  • Возникновение осложнений. Пациенты не всегда осознают ухудшение состояния. Более того, некоторые осложнения характеризуются смазанной симптоматикой, что затрудняет их диагностику. Медсестра сможет вовремя оценить степень опасности и оказать первую помощь.
  • Отсутствие надлежащего ухода в домашних условиях. Примером могут служить лежачие больные, которые не в состоянии обслуживать себя самостоятельно. сестринский уход в этом случае – единственный выход из положения.
  • Сопутствующие заболевания. Часто пневмония возникает на фоне лечения онкологии или других тяжелых болезней. Организация сестринского процесса снижает риск летального исхода.

Что касается формы пневмонии, то при некоторых типах заболевания сестринский уход просто необходим. К ним относятся:

  1. Очаговая пневмония и бронхопневмония, требует обязательной сестринской помощи. Особенно опасна она у детей в связи с возможностью быстрого распространения инфекции.
  2. Крупозная пневмония. В этом случае поражаются оба легких, что крайне опасно для пациента. Сестринский уход позволяет вылечить плевропневмонию при крупозной пневмонии и снизить риск развития осложнений.
  3. Интерстициальная пневмония. Связана с дыхательной недостаточностью, которая развивается на фоне заболевания.

Для успешного лечения любой из этих форм пневмонии важно четкое следование графику приема лекарств и выполнения процедур, предписанных врачом. Именно контроль за соблюдением режима назначений, а также за состоянием пациента обеспечивает сестринский процесс.

Все о плане ухода

План ухода при пневмонии составляется, чтобы избежать потенциальных проблем. Основное предназначение медицинской сестры – обеспечить больному такой график, чтобы снизить риск осложнений и ускорить выздоровление. Таким образом, деятельность медсестры направлена на соблюдение следующих мероприятий:

  • Обязательный постельный режим, контроль положения пациента в постели
  • Постоянная оценка состояния больного
  • Молочно-растительная диета
  • Симптоматическая терапия по мере необходимости
  • Контроль потребления жидкости
  • Контроль над посещением пациента медицинским персоналом соответствующей квалификации
  • Вмешательство в критической ситуации
  • Контроль выполнения всех назначений врача

Сестринский процесс при пневмонии и потенциальные проблемы пациентов

Сестринский уход при пневмонии может быть необходим и у детей, и у взрослых. Особенно он важен для младенцев и престарелых людей.

Этапы сестринского процесса

Сестринский уход реализуется в несколько этапов, каждый из которых четко следует один за другим.

1 этап. Обследование пациента

В момент знакомства больного с закрепленной за ним медсестрой она осуществляет сбор анамнеза. На этом этапе происходит налаживание контакта, медсестра выслушивает жалобы. При пневмонии жалуются на одышку и боли, на общую слабость и недомогание.

Далее определяется момент возникновения заболевания и процесс его течения. Во время разговора медицинская сестра оценивает внешнее состояние человека, измеряет температуру тела, артериальное давление и частоту пульса.

Несмотря на возможное тяжелое состояние больного все эти данные помогут в дальнейшей реализации сестринского процесса.

Сестринский процесс при пневмонии и потенциальные проблемы пациентов

2 этап. Оценка проблем пациента

По полученным данным уточняются основные проблемы больного. Например, сильная одышка может быть свидетельством того, что значительная часть легких не участвует в дыхательном процессе. Если при дыхании возникают боли в груди, то воспалена плевра, сухой мучительный кашель указывает на воспаление плевры. Таким же образом оцениваются все симптомы.

3 этап. Составление плана лечения

На данном этапе составляет последовательный алгоритм лечения пациента. В плане охватывается каждый симптом. Каждое терапевтическое мероприятие имеет четкую цель. План лечения может выглядеть примерно следующим образом:

  1. Избавление от лихорадки и снижение температуры тела
  2. Переход сухого кашля во влажный в течение нескольких дней
  3. Борьба с одышкой за 2-3 дня
  4. Нейтрализация болей в груди через несколько часов

К каждому мероприятию добавляет способ его реализации, а именно – подбираются подходящие препараты. Врач назначает лекарства и процедуры, которые помогут пациенту избавиться от неприятной симптоматики.

4 этап. Реализация плана лечения

Согласно разработанной ранее схеме медсестра тщательно следит за выполнением плана лечения. На этом же этапе сестринского ухода обеспечивается контроль за динамикой развития пневмонии. Медицинская сестра регулярно записывает основные параметры и результаты анализов, следит за состоянием больного. Все свои наблюдения она сообщает лечащему врачу.

5 этап. Анализ эффективности лечения

Обычно при организации сестринского процесса пневмония вылечивается в течение двух недель.

Если сестринский уход организован должным образом, а улучшений нет, то необходима корректировка плана лечения, который был составлен на третьем этапе.

При этом самостоятельно назначить лекарства или отменить какой-либо вид терапии медсестра не может, в ее силах изменить только режим питания или режим дня.

По результатам может быть написана выпускная квалификационная работа ВКР на тему сестринской помощи при пневмонии.

Алгоритм ухода за детьми

Для детей, особенно младенческого возраста, пневмония особенно опасна. Роль медицинской сестры при уходе за маленькими пациентами с пневмонией сложно переоценить: ее основные обязанности направлены на уход за больным и привлечение к нему внимания персонала. Кроме всех обязанностей, описанных ранее, в случае с детьми медицинская сестра выполняет и еще ряд функций:

  • Обучение правильному дыханию, которое будет наименее болезненным для ребенка
  • Практические и теоретические занятия с родителями ребенка. Сюда входит, например, обучение техники массажа грудной клетки методом вибрации, алгоритм горчичного обертывания и описание других уходовых процедур.
  • Консультации родителей после выздоровления ребенка и выписки из стационара

Сестринский процесс при пневмонии и потенциальные проблемы пациентов

Медсестра в обязательном порядке проводит консультации по профилактике пневмонии, особенно, если у ребенка есть предрасположенность к хроническому воспалению легких. Таким образом, целями сестринских вмешательств при пневмонии являются решение проблем пациента согласно плану лечения.

Особенности ухода на дому и в реабилитационных процедурах

Организация сестринской помощи при амбулаторном лечении пневмонии имеет свои особенности. Обязанности медсестры в этом случае заключаются в регулярном контроле за состоянием пациента, ведении плана лечения, в котором отмечаются все изменения – как в лучшую, так и в худшую сторону.

На дому медсестра ограничена в своих действиях. Например, она может дать препарат перорально, сделать внутримышечную инъекцию. Но вот внутривенные уколы и капельницы на дому делать запрещено.

Это связано с нестерильностью условий оказания медицинской помощи, а также с опасностью возникновения заражения. Если в кровь попадет инфекция, то может развиться сепсис. А при постановке капельницы может возникнуть воздушная эмболия.

И то, и другое вполне могут привести к летальному исходу.

После успешно проведенного лечения необходимо в течение длительного времени наблюдаться у врача. Также доктор прописывает ряд процедур, направленных на восстановление организма после тяжелой болезни. В этом случае роль сестринского ухода сводится к осуществлению мероприятий по физиотерапии, а именно:

  • Проведение соляно-щелочных ингаляций
  • Проведение ингаляций медицинскими препаратами
  • Электрофорез

Сестринский процесс при пневмонии и потенциальные проблемы пациентов

Даже при грамотно прописанном плане лечения выздоровления при тяжелых формах пневмонии достичь крайне сложно без сестринского ухода. В идеале лечение должно проходить в стационаре и под строгим наблюдением специалистов.

Источник: https://pnevmonya.ru/simptomy-i-lechenie/sestrinskij-protsess-pri-pnevmonii

Сестринский процесс при пневмонии: план ухода

Сестринский процесс при пневмонии и потенциальные проблемы пациентов

Чтобы организовать сестринский процесс при пневмонии, нужно грамотно выстроить этапы оказания помощи, верно оценить тяжесть течения болезни и ряд других факторов. Давайте, разберемся.   

Пневмония – это неспецифическое инфекционно-воспалительное заболевание, при котором поражаются НДП и альвеолы.

Патология сопровождается нарушением дыхания (кашель, затрудненное дыхание, хрипы и др.), а также воспалительной инфильтрацией здоровых участков легочной ткани, что подтверждается данными рентгенологического исследования.

Читайте также:  Лекарства от гайморита - список самых эффективных препаратов

Больше статей в журнале «Главная медицинская сестра» Активировать доступ

Пневмония: показания к госпитализации, принципы лечения

Пневмония относится к одним из самых распространенных инфекционных патологий. Так, среди пациентов старшей возрастной группы процент заболеваемости воспалением легких стремится к 40%.

При этом точный диагноз удается установить лишь в каждом третьем случае, а у остальных пациентов не выявленное вовремя заболевание способно привести к тяжелым осложнениям и смерти.

Дополнительные критерии внебольничной формы пневмонии, требующей лечения в стационаре:

  1. Септицемия.
  2. Вовлечение в процесс нескольких долей легкого.
  3. Образование плеврального выпота или полостей в легком.

Дети школьного и дошкольного возраста при неосложненном течение пневмонии могут лечиться амбулаторно.

Рекомендации НАСКИ по профилактике пневмонии, посмотреть и скачать вы можете в Системе Главная медсестра

Сестринский процесс при пневмонии и потенциальные проблемы пациентов

Скачать рекомендации

Показаниями к срочной госпитализации являются:

  • детский возраст до 6 месяцев;
  • дети, вне зависимости от возраста, в тяжелом состоянии или с осложненным течением заболевания;
  • отсутствие положительного эффекта от амбулаторной терапии;
  • дети из семей группы социального риска.

Основные принципы лечения пневмонии:

  1. Постельный режим на весь период повышения температуры тела.
  2. Полноценное питание с учетом возрастных особенностей.
  3. Антибиотикотерапия.
  4. Инфузионная терапия.
  5. Симптоматическое лечение (муколитики).
  6. Физиотерапия (ЛФК, массаж).

Как организовать сестринский процесс при пневмонии

Сестринский процесс – неотъемлемое понятие современной модели сестринского дела.

Он включает в себя:

  • беседу с больным и его близкими на предмет возможных проблем (о которых сам пациент может даже не догадываться);
  • помощь в решении проблем в пределах своей компетентности.



Сестринский уход при пневмонии у детей

Сестринский процесс при пневмонии у детей достаточно специфичен. Дело в том, что дети-пациенты могут идти на различные ухищрения для того, чтобы избежать неприятных лечебных процедур (уколов, капельниц, ингаляций и др.).

Именно поэтому они нуждаются в пристальном внимании со стороны сестринского персонала отделения.

Сестринский уход при пневмонии у детей включает в себя 5 этапов:

  1. Обследование (сбор анамнеза).
  2. Диагностику (определение потребностей).
  3. Целеполагание, планирование ухода.
  4. Выполнение плана ухода.
  5. Оценка и пересмотр ухода (при необходимости).

Образцы и специальные подборки стандартных процедур для медицинских сестер, которые можно скачать.

Скачать 17 новых СОПов

I этап: сестринское обследование

Зрительная оценка общего состояния больного и жизненно важных функций:

  • сознания;
  • дыхания;
  • кровообращения.

Это помогает выявить:

  1. Бледность кожи.
  2. Акроцианоз.
  3. Герпетическое поражение кожи.
  4. Меньшее участие грудной клетки на стороне пораженного легкого в акте дыхания.

После этого медицинская сестра подсчитывает пульс и ЧСС (для того, чтобы исключить тахикардию), производит аускультацию легких, замеряет АД (проверяет наличие артериальной гипертензии), температуру тела, собирает сведения о принимаемых медикаментах.

Исследование легких позволяет обнаружить:

  • укорочение перкуторного звука в области пораженного легкого;

Источник: https://www.zdrav.ru/articles/4293659512-19-m03-18-sestrinskij-uhod-pri-pnevmonii

Сестринский процесс при пневмонии

Сестринский процесс при пневмонии и потенциальные проблемы пациентов

Случаи, требующие вмешательства сестринского персонала

Чаще всего пневмония требует госпитализации пациента. Но в некоторых случаях, когда заболевание протекает в легкой форме, лечение может проводиться в домашних условиях.

Тогда необходимо регулярное посещение больного медицинской сестрой. Этот вариант приемлем для подростков и взрослых. Кроме возраста и тяжести заболевания, значение имеет общее состояние здоровья и наличие сопутствующих патологий.

Лечение под контролем медсестры показано в следующих случаях пневмонии:

  • очаговая – если уход невозможно организовать в домашних условиях или у маленьких детей;
  • крупозная, или долевая – воспаление охватывает долю легкого целиком, при этом пациент находится в тяжелом состоянии;
  • интерстициальная – воспаление приводит к дыхательной недостаточности.

Этапы сестринской помощи при воспалении легких

Сестринский процесс при пневмонии выполняется поэтапно. Только так можно обеспечить наиболее тщательный уход за здоровьем пациента.

Сбор анамнеза

Первый этап заключается в сборе информации о состоянии больного пневмонией. Устанавливаются особенности возникновения заболевания, его длительность, препараты, которые использовались для лечения. Сестра проводит опрос и первичный осмотр пациента: измеряет температуру тела и давление, осуществляет перкуссию и аускультацию органов дыхания. Тревожными являются следующие симптомы:

  • лихорадка и озноб;
  • кашель;
  • мокрота коричневого цвета;
  • одышка, боль за грудиной, учащенное сердцебиение;
  • бледность кожных покровов, посинение носогубного треугольника;
  • вялость, потеря аппетита;
  • дыхание поверхностное и стонущее, могут быть влажные хрипы;
  • в дыхательных движениях задействована дополнительная мускулатура.

В обязанности сестры также входит фиксирование результатов предыдущего обследования: анализа крови (СОЭ, количество лимфоцитов) и рентгеновского снимка легкого (отметить, какая часть поражена).

Оценка состояния

На основе собранных данных сестра проводит оценку состояния больного: устанавливает проблемы пациента и их возможные причины. Это определяет ее дальнейшие действия. Пневмония может вызывать у пациента следующие проблемы:

  • интоксикацию организма – выражается повышением температуры тела, головокружением, слабостью, нарушением пищеварения;
  • развитие дыхательной недостаточности – тахикардия, одышка, боли в груди;
  • неврологические расстройства – нарушение сна, беспокойство из-за временной нетрудоспособности и отсутствия четкого представления о заболевании.

Если не уделить должного внимания существующим проблемам, они могут привести к более серьезным осложнениям: острой сердечно-сосудистой и дыхательной недостаточности, хронической форме заболевания.

По результатам анализа сестра составляет план ухода за пациентом. Во время выполнения медицинских манипуляций она оценивает их эффективность и при необходимости корректирует план лечения.

Составление и реализация плана лечения

На основе данных, полученных после первых двух этапов, сестра составляет развернутый план вмешательства. Его общей целью является улучшение состояния пациента и недопущение развития осложнений. Конкретные цели зависят от проблем больного. Это может быть:

  • избавление от одышки, боли в груди;
  • нормализация температуры тела;
  • вызов продуктивного кашля.

Для каждого пункта плана указываются методы его реализации и сроки достижения. Медицинская сестра оценивает состояние больного в динамике. Она следит за внешними симптомами заболевания, результатами анализов, характером протекания пневмонии. При необходимости сестра акцентирует внимание лечащего врача на изменениях в состоянии здоровья пациента.

Оценка эффективности терапии

Если лечение подобрано правильно и сестра осуществляет должный уход за пациентом, выздоровление наступает через 2 недели. В случае если этого не произошло, требуется корректировка плана терапии пневмонии. Лекарства подбираются врачом, а сестра может изменить только режим питания и активности пациента.

После выписки человек должен продолжать наблюдаться у терапевта по месту жительства, чтобы избежать рецидивов болезни. Восстановление организма после пневмонии происходит в течение года.

В стационаре медсестра разъясняет больному, что после выписки ему необходимо полноценное питание, умеренная физическая активность, отказ от вредных привычек и соблюдение режима труда и отдыха.

Если пневмонией болел ребенок, то об особенностях его восстановления после болезни должны позаботиться родители и участковый педиатр.

Основные обязанности сестринского персонала при пневмонии

В обязанности сестры входит следить за режимом дня пациента, его гигиеной, приемом лекарств, выполнением физиотерапевтических процедур, изменением состояния в процессе лечения, активным посещением больного врачом.

Сестра следит, чтобы пациент находился в благоприятных условиях. Больничная палата должна регулярно проветриваться. Необходимо, чтобы воздух был теплым, но влажным и свежим. Больному пневмонией следует соблюдать постельный режим.

Медсестра должна научить пациента максимально расслаблять мышцы и отдыхать. Если человек находится в тяжелом состоянии и не может самостоятельно менять положение тела, то это входит в обязанности медперсонала. У больных пневмонией голова должна находиться в приподнятом состоянии.

Медсестра добивается этого посредством регулировки кровати или подкладывая подушки.

Сестринский уход подразумевает обеспечение гигиены пациента. Лежачих больных сестра ежедневно обмывает теплой водой и подмывает после туалета.

Она также следит за чистотой постельного белья и одежды пациента. Чтобы у больного не возникло воспаления в ротовой полости, проводят ее обработку слабым содовым раствором.

При появлении герпетических высыпаний на губах или в области носа, используют цинковую мазь.

К медицинским процедурам, проводимых сестрой при пневмонии, относят:

  1. Инъекции, инфузии.
  2. Действия при лихорадке – обтирание прохладной водой, обильное теплой питье, прохладный воздух в помещении.
  3. Постуральный дренаж в случаях, когда мокрота плохо отходит.
  4. Очищение ротовой полости пациента от мокроты, если он не может сделать этого самостоятельно.
  5. Постановка клизмы при запорах, присоединение мочеприемника.
  6. Выполнение отвлекающих процедур по назначению врача: горчичники, банки, компрессы.

Помимо этого медсестра следит за тем, чтобы пациент принимал назначенные врачом препараты: антибиотики, муколитики, жаропонижающие, противовоспалительные и другие. В случае нарушений в работе сердечно-сосудистой системы, возможны инъекции сердечных гликозидов и глюкокортикоидов.

Для выздоровления пациенту необходимо соблюдать режим питания. Сестра следит, чтобы больной выпивал достаточное количество жидкости – до 3 л в день.

Это может быть чистая вода, натуральный сок, морс, чай с лимоном, отвар шиповника. Питаться нужно часто, но понемногу. Предпочтение отдается бульону, отварному куриному мясу, рыбе, овощам, молочной продукции.

Если у пациента нет аппетита, то количество пищи можно уменьшить, увеличив при этом объем жидкости.

Важное место в лечении пневмонии занимает дыхательная гимнастика. Сестра учит больного специальным упражнениям и контролирует их выполнение. Гимнастикой следует заниматься дважды в день. По мере выздоровления пациент увеличивает физическую активность: делает зарядку и лечебную гимнастику.

Помощь медсестры жизненно важна для лежачих больных. Но и пациенты, которые в состоянии позаботиться о себе, нуждаются в опеке сестринского персонала. Под контролем медицинских работников заболевание протекает гораздо быстрее и легче.

Читайте также:  Капли отипакс: инструкция по применению для детей

Источник: https://grippe.su/sestrinskij-process-pri-pnevmonii.html

Сестринский процесс при пневмониях

  1. этап. Сестринское обследование

Медицинская
сестра устанавливает доверительные
от­ношения с пациентом и выясняет
жалобы: сухой кашель, • боль в груди при
дыхании, затруднение при дыхании, жар
и озноб. Выясняются обстоятельства
возникновения болез­ни (переохлаждение,
перенесенный грипп), который день
болезни, какой была температура тела,
какими лекарства­ми пользовался. ,

При
осмотре медицинская сестра обращает
внимание на внешний вид пациента
(поверхностное дыхание, одно­сторонний
румянец, участие крыльев носа в дыхании).
Измеряет температуру тела (повышена
или лихорадка по­стоянного типа),
определяет пальпаторно ЧДД (25-35 в одну
минуту), пульс (тахикардия), измеряет
АД.

  1. этап. Определение проблем пациента Возможные сестринские диагнозы:

  • нарушение потребности дышать — инспираторная или смешанная одышка вследствие выключения из акта ды­хания доли или участка легкого;
  • боль в груди при дыхании и кашле — свидетельство вовлечения в воспалительный процесс плевры;
  • лихорадка постоянного тица или атипичная;
  • сухой кашель — результат раздражения плевры;
  • влажный кашель — средство удаления мокроты из бронхов.
  1. этап. Планирование сестринских вмешательств

Цели сестринских вмешательств План сестринских вмешательств
В течение суток одышка значительно уменьшится
  1. Придать пациенту удобное возвышенное положение в сухой постели.
  2. Обеспечить приток «свежего воздуха.
  3. Подавать увлажненный кислород (через 2% раствор настоя гидрокарбоната) ло назначению врача каждый час по 5—10 минут.
  4. Наблюдать за общим состоянием пациента, цветом кожных покровов, характером дыхания
Цели сестринских вмешательств План сестринских вмешательств
Через 2—3 часа пациент не будет испытывать боль в фуди при дыхании и кашле
  1. Удобно уложить пациента на больной бок в возвышенном положении (уменьшится ощущение боли).
  2. Обеспечить пациенту полный покой, научив его мышечной релаксации в первые дни болезни.
  3. При снижении температуры тела применить круговые горчичники.
  4. По назначению врача применить анальгетики внутрь или парэнтерально (анальгин, баралгин, трамал и др.) и в первые дни — противокашлевые средства (кодтерпин, либексин)
Температура тела будет постепенно снижаться, не вызывая осложнений
  1. На высоте лихорадки выполнить влажное ОбтиранИе кожи раствором воды с добавлением спйрта, ■ • ■ . холодную примочку на лоб.
  2. Обеспечить проветривание помещения и обнажение пациента.
  3. Наложить пузыри со льдом на проекции крупных сосудов через тканевые прослойки.
  4. Приготовить для внутримышечного введения 2 мл 50% раствора анальгина и i мл 1% раствора димедрола (ввести по незначению врача).
  5. Вводить антибактериальные препараты в строго назначенное врачом время. :
  6. Регулярно измерять АД, следить за пульсом, дыханием пациента, за его внешним видом.
  7. Организовать дробное питание малыми порциями и обильное питье (если назначил врач). ,
  8. Постоянно следить за.психйческим состоянием . пациента — индивидуальный пост (воЗиЮМенпсихоз)
Сухой кашель в течение 3 дней ' перейдет во влажный со Свободным , откашливанием мокроты
  1. Давать пациенту теплое щелочное питье.
  2. По назначению врача осуществить постановку горчичников, подачу противокашлевых средств (бромгеКсин успокаивает кашель и способствует отхождению мокроты — по 4 таблетки (0,004 г)

3—4 раза в день).

  1. При появлении влажного кашля выполнять массаж фудной клетки. . .
  2. Обучить пациента дыхательной гимнастике.
  3. По назначению врача применить Отхаркивающие, муколитики (мукалтин, амброксол, ацетилцисгеин) и бронхолитические (эуфиллин) средства
  1. этап. Реализация плана сестринских вмешательств

  2. этап. Оценка эффективности сестринских вмеша­тельств

По
мере реализации сестринских вмешательств
меди­цинская сестра оценивает их
эффективность. Если цель не достигнута
в назначенный срок, составляется
дальнейший план сестринских вмешательств.

  • У
    пациента с астенизацией могут задерживаться
    про­цессы уменьшения одышки, прекращения
    кашля. В этом случае медсестра обучает
    пациента дыхательной гимнас­тике, и
    добивается выполнения ее ежедневно 2
    раза в день
  • Если
    пациент не может самостоятельно
    откашливать мокроту, медицинская сестра
    шпателем, обернутым в сал­фетку,
    смоченную дезсредством, протирает
    полость рта, удаляя мокроту или пользуется
    баллончиком для отсасы­вания мокроты.
  • Если
    у пациента появляются признаки острой
    сердеч­но-сосудистой недостаточности
    (бледность кожи, холодный пот, нитевидный
    частый пульс), медсестра сообщает об
    этом врачу и готовит для парентерального
    введения кордиамин, строфантин,
    преднизолон.

Если
у пациента нет стула более 48 часов,
медсестра планирует постановку
очистительной клизмы. Новые про­блемы
требуют нового плана сестринских
вмешательств.

  1. Сестринский
    процесс при гнойных заболеваниях легких
  2. К
    нагноительным заболеваниям легких
    (инфекцион­ным деструкциям) относятся
    гнойно-воспалительные за­болевания:
    бронхоэктатическая болезнь, абсцесс и
    ганг­рена легких.
  3. Бронхоэктатическая
    болезнь
  4. Бронхоэктатическая
    болезнь (БЭБ) — приобретенное заболевание
    с нагноительным процессом в необратимо
    из­мененных (расширенных, деформированных)
    и функ­ционально неполноценных
    бронхах. Преимущественная

локализация
— в нижних долях легких. Расширения
ог­раниченных участков бронхов с
преимущественной лока­лизацией в
нижних отделах называют бронхоэктазами.

По
форме бронхоэктазы могут быть
цилиндрические, мешотчатые* веретенообразные,
смешанные, по локализа­ции —
односторонние или двусторонние, по
этиологии — врожденными или приобретенными.

Этиология.
Основной причиной брбнхоэктазов
счи­таются врожденные и приобретенные
нарушений в стенках бронхов. Большое
значение в развитии врожденных бронхо-
эктазов имеют аномалии развития
бронхиальной стенки, недостаточность
гладких мышц, эластичной и хрящевой
тка­ней бронхов, а также муковисцероз.

Приобретенные
или вторичные бронхоэктазы, как пра­вило,
бывают следствием хронического бронхита,
в резуль­тате которого мышечная ткань
стенки бронха замещает­ся соединительной
тканью, стенка бронха истончается,
растягивается, ограниченные участки
бронха расширя­ются в виде цилиндров.
При хроническом воспалитель­ном
процессе слизистой оболочки расширенных
участков бронхов происходит скопление
слизисто-гнойного отделя­емого.
Перенесенные в детстве пневмония, грипп,
кок­люш, корь увеличивают риск развития
бронхоэктазов.

Инфекционным
агентам принадлежит роль пускового
механизма в обострении гнойного процесса
в уже изме­ненных и расширенных
бронхах. Наиболее часто, выделя­ются
клебсиелла, стафилококк, синегнойная
лавочка, стрептококк, микоплазма.

К
л и ни ч ес к а я кар тина.
Основной жалобой ста­новится кашель
с выделением мокроты. Кашель наиболее
выражен в утренние часы с отделением
большого количе­ства гнойной или
слизисто-гнойной мокроты.

Кашель
уси­ливается при перемене положения
тела, что объясняется натеканием
бронхиального, секрета в неповрежденные
уча­стки бронхов, где чувствительность
слизистой оболочки сохранена. При
тяжелом течении болезни отделяется
0,5— 1 л мокроты и более.

При 'отстаивании
мокрота разделяет­ся на 2 слоя. У
значительного числа больных наблюдается
кровохарканье. . , ,

Жалобы
на тупые боли в грудной клетке на вдохе,
быструю утомляемость, головные боли,
раздражитель­ность. В периоды обострения
отмечается повышение тем­пературы
тела.

С
развитием заболевания цвет кожи
становится земли­стым, лицо одутловатым,
появляются истощение, ногти в виде
«часовых стекол», пальцы в виде «барабанных
пало­чек». Последний симптом связывают
с интоксикацией и гипоксемией.

При
перкуссии у части пациентов на фоне
легочного или коробочного звука
определяются участки притупле- вия (до
отхождения мокроты). При аускультации
в пери­од обострения выслушивается
большое количество сухих , и звучных
крупно- и среднепузырчатых влажных
хрипов (часто трескучего характера).
После откашливания мок­роты количество
хрипов уменьшается.

В
крови

выявляются нейтрофильный лейкоцитоз,
уве­личение СОВ.
При рентгенологическом

-исследовании (бронхография) — характерная
картина: расширенные участки бронхов,
заполненные рентгеноконтрастным
ве­ществом. В
анализе мокроты

много лейкоцитрв. Фибробронхоскопия
— выявляется локальный гнойный
эндобронхит.

При
прогрессировании болезни может
развиваться эм­физема легких,
дыхательная недостаточность и легочное
декомпенсированное сердце (легочно-сердечная
недостаточ­ность).

Осложнения
БЭБ
:
дыхательная недостаточность; хро­ническое
легочное сердце (гипертрофия и дилатация
пра­вого желудочка); амилоидоз (белковое
перерождение) па­ренхиматозных
органов; хроническая железодефицитная
анемия.

Лечение.
При консервативном лечении используют
антибактериальную терапию и мероприятия,
направлен­ные на улучшение дренажной
функции бронхов.

В
лечебный режим включаются ежедневная
дыхатель­ная гимнастика, умеренные
физические нагрузки, отказ от употребления
алкогольных напитков, от курения. Дренаж
бронхиального дерева осуществляется
пассивным и актив­ным методом.Пассивные
методы

постуральный дренаж

и
применение отхаркивающих средств.
Постуральный (по­* зиционный) дренаж
проводится в строгом соответствии с
локализацией бронхоэктазов (рис. 29). •

Активный
метод

— применение бронхоскопии с отмы- —
ванием и удалением гнойного содержимого
из просвета брон- , зрв, с введением
антибиотиков, муколитических препара­тов.
Эндобронхиальное введение антибиотиков
сочетают с днутримышечным. Назначают
отхаркивающие, средства.

Для повышения
реактивности организма назначают
анаболичес- дне гормоны (большие дозы),
витамины группы Д, инъек­ции алоэ,
метилуроцил, адаптогены (настойка
женьшеня, Злеутерококка, мумие).

В связи
с потерей бедка с гнойной ■ мокротой
показано назначение полноценной диеты,
богатой ' белками, жирами, витаминами. ■

~
Единственным радикальным методом
лечения являет­ся удаление пораженного
участка легкого. Лучшие ре­зультаты
наблюдаются при раннем оперативном
вмеша­тельстве.

Противопоказаниями
к операции являются дву­стороннее
диффузное поражение легких, выраженная
сер­дечная недостаточность. Полное
излечение наступает у ‘50—80% больных.

Смерть чаще всего наступает от тяже­;
ой легочно-сердечной недостаточности
или амилоидоза 'внутренних органов.

,
На ранних стадиях болезни целесообразно
физцотера- цевтическое и санаторно-курортное
лечение. г
. Прогноз зависит от тяжести течения
заболевания, час­тоты обострений,
распространенности патологического
про­цесса и наличии осложнений. ; , г

;
Профи
л акт
и к а . Первичная профилактика заклю­чается
в своевременном и адекватном лечении
бронхитов, 'евмоний, особенно у детей
при коре, коклюше, гриппе, хмеет значение
соблюдение техники безопасности на
про- каводствах, где работа связана с
загазованностью, запы­ленностью,
большой влажностью (пациенты с БЭБ
перево­дятся на другую работу). ; ■ '

,
Важную роль в
профилактике
играет запрещение куре­ния, закаливание.
Вторичная профилактика заключается Й
диспансерном наблюдении за пациентами
с назначением Общеукрепляющих средств,
иммуцомодуляторов в осенне­зимний
ПерИОД. .

ч Абсцесс и
гангрена легких

Абсцесс
и гангрена легких — тяжелые нагнетатель­ные
заболевания, которые протекают с
выраженной ин­токсикацией,
сопровождающейся некрозом легочной
тка­ни с образованием полостей и
перифокальным воспалени­ем. Острый
абсцесс в отличие от гангрены имеет
тенден­цию к ограничению очага
нагноения.

Этиология.
Часто абсцесс возникает при пневмо­ниях,
вызванных стафилококком,, клебсиеллой
(палочка Фридлендера), вирусно-бактериальной
ассоциацией* часто отмечаемой во время
эпидемии гриппа. Частая причина нагноений
— анаэробы, иногда — грибы или простейшие.

Читайте также:  Болит горло после фгдс: причины, лечение

Существует
несколько путей развития нагнетательного
процесса в легком; постпневмонический,
тематогенно-эм- болический, аспирационный,
травматический.

При
постпневмоническом пути нагноительного
процес­са отмечается острый характер
течения х возможным ле­гочным
кровотечением.

При гематогенно-эмболическом
пути — хронический характер
течения,-возможное ослож­нение —
напряженный Клапанный пневмоторакс.
При ас- пирационном пути клинико-анатомическая
характеристи­ка — гангрена, осложнение
— лиопневмоторакс.

При трав­матическом
пути развития нагноительного процесса
в ка­честве осложнения возможна
септикопиемия.

Гнойники
могут быть одиночными и множественны­ми.
При хронических абсцессах полость
выполнена гра­нуляциями, выявляются
склеротический изменения ок­ружающей
ткани.

При гангрене в легком определяются
участки гнилостного поражения
грязно-зеленого цвета, полости не имеют
четких границ.

Участок нагноения
от­граничивается от здоровой легочной
ткани своеобразной оболочкой, состоящей
из соединительной ткани.

Классификация
инфекционных деструкций (Н.В. Пу­тов,
1998).

По
этиологии

—- в зависимости от вида инфекционного
возбудителя.

.
По
патогенезу:

1) бронхогенные (в том числе аспира-
ционные); 2) гематогенные; 3) травматические.

  • По
    клинико-жорфолагичеекай форме:

    1) абсцессы гной­ные; 2) абсцессы
    гангренозные; 3) гангрена легкого.
  • ,
    По
    распространенности:

    единичные, множественные, односторонние,
    двусторонние.
  • По
    тяжести течения:

    1) легкое течение; 2) течение средней
    тяжести; 3) тяжелое течение.
  • По
    наличию осложнений:

    неосложненные; осложненные (легочное
    кровотечение, бактериемический шок,
    пио- пневмоторакс, эмпиема плевры,
    сепсис).

Клиническая
картин
а. Выделяют три фазы течения: инфильтрация,
прорыв гнойника в просвет брон­ха,
исход.

До
вскрытия абсцесса в бронх

гнойный про­цесс, сопровождающийся
скоплением гНойной мокроты в определенном
участке (полости) легкого, является
при­чиной тяжелого состояния больного.

Отмечается подъем температуры тела до
высоких цифр (гектичеекая лихо­радка
(рис. 28), недомогание, кашель, затрудненное
ды­хание, тахикардия. •

Источник: https://studfile.net/preview/7605690/page:4/

Сестринский процесс при острой пневмонии у детей

Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания. Заболевания органов дыхания в структуре детской заболеваемости составляют более 60 %. Сестринский процесс при острой пневмонии Информация о заболевании. Пневмония это острое воспаление легочной ткани. Этиология: инфекционная — пневмококки, стафилококки, вирусы, микоплазма.

Чаше всего наблюдается смешанная — вирусно-бактериальная этиология. В 60-80 % случаев «домашних» пневмоний возбудителем является пневмококк.

Предрасполагающие факторы: перинатальная патология, врожденные пороки сердца, гиповитаминозы; хронические очаги инфекции ЛОР-органов, повторные ОРВИ, рецидивирующий бронхит, активное и пассивное курение. В развитии пневмонии большое значение имеет состояние реактивности организма ребенка.

Инфекция проникает воздушно-капельным путем, а затем бронхогенно распространяется по дыхательным путям, задерживается в бронхиолах и альвеолах, вызывая местное воспаление, инфильтрацию и заполнение альвеол экссудатом.

Основными механизмами патологического процесса являются развитие интоксикации (воздействие бактерий и их токсинов) и дыхательная недостаточность, так как в результате нарушения внешнего дыхания легкие не способны обеспечивать нормальный газообмен. Клинические проявления, продолжительность течения, характер осложнений зависят от типа пневмонии и возраста ребенка.

Типы острых пневмоний:

Очаговая — наиболее частая у детей раннего возраста; воспаление захватывает участки легочной ткани размерами не менее 1 см. Огагово-сливная — наблюдается у детей разного возраста; воспаление захватывает участки легочной ткани в нескольких сегментах или во всей доле легкого. Сегментарная — возникает у детей разного возраста; воспаление захватывает один или несколько сегментов легких, иногда с вовлечением плевры. Долевая (крупозная) — пневмококковая, наблюдается у детей старшего возраста; воспаление захватывает целую долю легких. Течение этой пневмонии тяжелое с выраженными симптомами интоксикации и дыхательной недостаточности. Интерстициальная — редкая форма пневмонии, вызывается микоплазмой или пневмоцистами; воспаление захватывает межальвеолярную соединительную (интерстициальную) ткань легких; характеризуется быстрым развитием дыхательной недостаточности. Детей дошкольного и школьного возраста при неосложненной пневмонии можно лечить амбулаторно в условиях «стационар на дому». Показания к госпитализации: дети первого полугодия жизни; дети, независимо от возраста, с тяжелым и осложненным течением заболевания; при отсутствии эффекта от лечения в амбулаторных условиях; при отсутствии условий для лечения на дому; дети из социально-неблагополучных семей.

Принципы лечения: постельный режим на весь лихорадочный период; питание полноценное, по возрасту; медикаментозная терапия: антибиотики, муколитические препараты, инфузионная терапия. Физиотерапевтическое лечение. ЛФК, массаж.

Этапы сестринского процесса при острой пневмонии:

1 этап. Сбор информации

— Субъективные методы обследования: Характерные жалобы: гипертермия с ознобом при крупозной пневмонии; снижение аппетита, слабость, недомогание; кашель сухой или влажный, появление ржавой мокроты при крупозной пневмонии; боль в грудной клетке, одышка. История (анамнез) заболевания: начало острое с повышения температуры тела.

— Объективные методы обследования: Осмотр: самочувствие ребенка нарушено, вялый, лихорадка; кожные покровы бледные, цианоз носогубного треугольника; дыхание стонущее, одышка (40 в минуту у детей старше 2 лет, 60 в минуту у детей до 2 лет), участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры с втяжением межреберных промежутков, тахикардия.

При перкуссии — укорочение легочного звука; при аускультации — ослабленное дыхание, наличие влажных хрипов.

Результаты методов диагностики (из амбулаторной карты или Истории болезни): общий анализ крови: нейтрофильный лейкоцитоз и увеличение СОЭ; рентгенография легких — наличие инфильтрации очаговой, сегментарной, полисегментарной или занимающей часть или всю долю.

2 этап. Выявление проблем больного ребенка

У пациента с пневмонией нарушаются потребности: поддерживать температуру тела, поддерживать общее состояние, дышать, есть, спать, отдыхать, общаться.

Существующие проблемы, обусловленные интоксикацией: повышение температуры тела, недомогание, слабость, головная боль, снижение аппетита. Существующие проблемы.

обусловленные развитием дыхательной недостаточности: одышка, участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры, тахикардия.

Потенциальные проблемы: острая дыхательная недостаточность; острая сердечно-сосудистой недостаточность: затяжное и хроническое течение.

3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в стационаре

Цель ухода: способствовать выздоровлению, не допустить развитие осложнений. План сестринского ухода за пациентом в условиях лечения «стационар на дому». Медицинская сестра обеспечивает: Организацию постельного режима на весь период лихорадки, до улучшения самочувствия и общего состояния.

Организацию питания: молочно-растительную диету. При отсутствии аппетита — суточный объем пищи уменьшить на1/2 или 1/3 восполняя обильным питьем жидкости. В соответствии с назначениями врача: антибактериальную терапию, прием отхаркивающих и мокроторазжижающих средств, симптоматическую терапию, домашнюю физиотерапию.

Независимые вмешательства: — активное посещение больного ребенка до полного выздоровления: — наблюдение за реакцией ребенка на лечение; — динамическое наблюдение и оценка общего состояния ребенка: положение в постели, самочувствие, цвет кожных покровов и слизистых, аппетит, наличие и характер кашля, температура тела, частота, глубина и ритм дыхания; — обучение ребенка и родителей «технике кашля», вибрационного массажа для эвакуации мокроты, созданию дренажного положения, проведению домашней физиотерапии — горчичники, горчичное обертывание, ингаляции; — консультирование ребенка и его родителей относительно его здоровья; — проведение санитарно-просветительных бесед о заболевании, профилактике осложнений.

Сестринский процесс при острой пневмонии

План ухода 1. Обеспечивать организацию и контроль над соблюдением лечебно-охранительного режима Реализация ухода: Независимые вмешательства: Провести беседу с пациентом и /или родителями о заболевании и профилактике осложнений; объяснить пациенту и/или родителям о необходимости соблюдения режима; приподнять головной конец кровати: проведение постурального дренажа 2-3 раза в день; рекомендовать матери грудного ребенка чаще брать его на руки и менять положение в кроватке. Мотивация: Охрана ЦНС от избыточных внешних раздражителей. Создание режима щажения, обеспечение максимальных условий комфорта. Облегчение дыхания. Эвакуация мокроты 2. Обеспечивать организацию и контроль над питанием Реализация ухода: Независимые вмешательства: Проведение беседы с пациентом/родителями о питании; Рекомендовать родителям приносить продукты с большим содержанием углеводов, фрукты, овощи; не кормить ребенка насильно, при отказе от пищи недостающий суточный объем восполнять питьем жидкости Мотивация: Удовлетворение, физиологических, потребностей 3. Организация досуга Реализация ухода: Независимое вмешательство: Рекомендовать родителям принести ребенку любимые книги, игры и др. Мотивация: Создание условий для соблюдения режима 4. Создание комфортных условий в палате Реализация ухода: Независимые вмешательства: Контролировать проведение влажной уборки и регулярного проветривания; регулярность смены постельного белья; соблюдение тишины в палате Мотивация: Улучшение дыхания. Удовлетворение физиологических потребностей во сне 5. Оказание помощи в проведении гигиенических мероприятий и приеме пищи Реализация ухода: Независимые вмешательства: Провести беседу о необходимости соблюдения гигиены; Рекомендовать родителям принести зубную пасту, расческу, чистое сменное белье Мотивация: Обеспечение санитарно-гигиенических мероприятий. Потребность быть чистым 6. Выполнять назначения врача Реализация ухода: Зависимые вмешательства: Введение антибиотиков, обеспечение приема лекарственных препаратов: проведение инфузионной терапии Независимые вмешательства: Объяснить пациенту и/или родителям про необходимость введения антибиотиков, прием других лекарственных препаратов; провести беседу с пациентом и/или родителями о возможных побочных эффектах терапии; сопровождать на физиотерапевтические процедуры Мотивация: Этиотропное лечение. Профилактика осложнений. Раннее выявление побочных эффектов. Дезинтоксикация 7. Обеспечивать динамическое наблюдение за реакцией пациента на лечение Реализация ухода: Независимое вмешательство: Опрос о самочувствии, жалобах, регистрация характера кашля; измерение температуры тела утром и вечером; ЧД. ЧСС. При ухудшении общего состояния срочно сообщить врачу Мотивация:

Контроль эффективности проводимого лечения и ухода. Раннее выявление и профилактика осложнений.

5 этап. Оценка эффективности ухода

При правильной организации сестринского ухода наступает выздоровление ребенка, пациент выписывается под наблюдение участкового педиатра. Пациент и его родители должны знать об особенностях режима, питания, физической нагрузки, которые должен соблюдать ребенок после заболевания, о необходимости диспансерного наблюдения и строгом соблюдении всех рекомендаций.

Источник: http://sestrinskoe-delo.ru/sestrinskoe-delo-v-pediatrii/sestrinskiy-protsess-pri-ostroy-pnevmonii-u-detey

Ссылка на основную публикацию